Выявление детей оставшихся без попечения родителей

Содержание

Порядок выявления и учета детей оставшихся без попечения родителей

Выявление детей оставшихся без попечения родителей

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей — забота государства. Но физические и юридические лица не могут оставаться безучастными в этой деятельности. Законодательством не только определен порядок действий с такими детьми, но и установлены наказания за его нарушение.

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Законодательством определен список обстоятельств, по которым ребенок признается утратившим родительскую опеку. К ним относятся такие случаи с родителями:

  • ограничение или полное лишение родителей прав на малыша;
  • невыполнение воспитательной деятельности или отказ от обеспечения защищенности прав и интересов детей;
  • наступление недееспособности;
  • заболевание;
  • долгое отсутствие;
  • смерть и др. (ст. 121 СК РФ).

Данные факты должны иметь документальное подтверждение. Поводы, по которым несовершеннолетние остаются без родительской опеки являются основаниями для устройства их государством на попечение. Они выясняются в отношении каждого родителя.

Обязанность по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей

Несмотря на то, что защита интересов детей в случаях смерти родителей или иной ситуации потери их опеки — обязанность государства, граждане и организации (образовательные, лечебные и пр.

) не должны отказываться от предоставления им помощи в такой ситуации. П. 1 ст.

122 СК РФ установлено, что любой гражданин или организация должны информировать попечительные органы об обнаружении малыша, оставшегося без родительской опеки.

Организация или гражданин, нашедшие несовершеннолетнего, обязаны информировать о произошедшем событии ОВД или орган опеки по месту обнаружения малыша в течение 2-х суток.

Дети, оказавшиеся без попечения родных, помещаются в различные учреждения, органы и организации:

  • ОВД;
  • медицинские учреждения;
  • воспитательные и образовательные организации;
  • органы и учреждения социальной защиты и др.

О произведении регистрации найденного несовершеннолетнего они обязаны заявлять в срок до 7 суток со дня обнаружения малыша.

Порядок выявления и учета

Порядок выявления и учета детей, оставшихся в России без попечения родителей, регламентирован законодательством. Статьей 122 СК РФ закреплена обязанность информирования государственный орган о ставшем известным случае.

С целью определения обстоятельств, доказывающих отсутствие у несовершеннолетнего гражданина родительской опеки, попечительский орган в течение 3-х дней должен осуществить обследование, включающее:

  • проверку истинности поступивших сведений;
  • рассмотрение условий его проживания;
  • нахождение родственников, способных к обеспечению временного ухода за ним.

Основания и порядок проведения обследования, а также форма акта, составляемого по его результатам, установлены в Приказе Минобрнауки РФ № 334. При отсутствии у найденного малыша родственников, он сразу определяется в воспитательное учреждение,  предусматривающее соответствующие формы содержания и воспитания несовершеннолетних граждан.

Учет детей ведется исполнительными органами власти. Для его осуществления предусмотрены специальные информационные базы местного, регионального и федерального уровня, в которые включаются данные о детях до нахождения им новых семей.

Ответственность за неисполнение обязанностей

В определенных российским законодательством случаях предусмотрена ответственность за несообщение информации об обнаружении несовершеннолетнего, утратившего родительскую опеку, и иные нарушения в этой сфере:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная.

Статьей 125 УК РФ установлена ответственность лица за оставление без помощи человека, который находится в опасности и лишен возможности самосохранения в связи со своим малолетством, если оно:

  • было обязано позаботиться о гражданине и имело на это возможность;
  • само поставило его в опасное положение.

В случае небрежного или недобросовестного отношения к работе служащий может быть наказан за халатность, т.е. если он не осуществляет или осуществляет ненадлежащим образом свои должностные функции (ст. 293 УК РФ). Обвинить его можно только, если в результате бездействия наступили вредные последствия.

Если должностные лица неправильно осуществляют выявление и учет детей, нарушают сроки сообщения о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, руководство юридического лица, в котором пребывают такие малыши может быть привлечено к ответственности по ст. 5.36 КоАП РФ.

Учет детей, оставшихся без попечения родителей

Если несовершеннолетнего не удается определить в семью в населенном пункте, где он находится, в месячный срок, то информация о нем направляется в региональную базу данных, ведущуюся исполнительной властью области, края, республики. Далее принимаются меры по устройству одинокого малыша в новую семью на всей территории региона.

Граждане, которые хотят взять себе ребенка, обращаются к операторам, ведущим банки данных (в местных и региональных исполнительных органах власти, Минобразовании РФ) с документами:

  • заявлением о предоставлении сведений о детях, находящихся в банке данных, в связи с желанием взять в семью малыша;
  • анкетой;
  • заключением органа опеки и попечительства, подтверждающим возможность заявителя стать приемным родителем, опекуном, усыновителем.

Оператор рассматривает полученный пакет документации 10 дней. После изучения он предоставляет заявителю детские анкеты и фотографии, которые соответствуют его пожеланиям.

Для посещения понравившегося ребенка выписывается направление. В установленный срок человек, желающий взять малыша под опеку, должен письменно известить ответственный орган о своем решении.

В случае отказа ему выдается направление к следующему.

Банк данных о детях

Информация о каждом ребенке, потерявшем родительскую опеку, вносится в специальную базу, называющуюся государственным банком данных. Такое правило учета установлено ФЗ № 44 и правительственным постановлением № 217 от 2002 г.

Информационные базы ведутся на всех уровнях управления. Региональные банки и единый федеральный банк составляют единую государственную базу. Порядок ее формирования и использования определяется законом.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Малыш может быть устроен в одной из следующих форм:

  • усыновлен;
  • оформлен под опеку (попечительство);
  • передан в приемную семью;
  • зачислен в специализированную организацию, оказывающую услуги воспитания и образования (к примеру, лечебное учреждение, соцзащита, детдом семейного типа и др.).

Этот список открытого характера: возможно устройство детей и в иных формах (абз. 2 п. 1 ст. 123 СК РФ).

Источник: https://opekarf.ru/opeka-i-popechitelstvo/nad-detmi/poisk-detej-bez-popecheniya

Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей

Выявление детей оставшихся без попечения родителей
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Семейное право » Опека и усыновление » Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей

Выявление детей, требующих устройства, в результате отсутствия попечения родителей осуществляется с помощью учебных и медицинских заведений, граждан.

Дети, которые не имеют родительского попечения, требуют пристального государственного внимания. Проявляя свою забочу через органы опеки и попечительства, государство проводит работу по:

  • обнаружению таких детей;
  • их учету;
  • избранию формы устройства;
  • контролю действующих условий жизни ребенка.

Выявление детей, требующих устройства в результате отсутствия попечения родителей осуществляется с помощью учебных и медицинских заведений, граждан. Таких детей ставят на учет, после чего в их отношении избирается форма устройства.

Форма устройства детей, оставшихся без попечения, определяется государственным органом индивидуально, в зависимости от физических возможностей ребенка, его возраста, медицинских показателей, наличия родственников и личностных качеств.

Обязанностью любого гражданина, чья профессиональная деятельность имеет связь с детьми, является сообщение о фактах существования детей без родительского попечения. Воспитатели, учителя, медицинские работники, служащие правоохранительных органов, а также простые граждане являются носителями обязанности по сообщению опекунским органам об обнаружении беспризорных детей.

Их выявление влечет за собой необходимость определения места проживания ребенка и его посещения с целью обследования в течение трех дней с момента обнаружения беспризорника. Результаты обследования отражаются в специальном акте.

В тех случаях, когда фиксируется факт полного отсутствия родительского попечения, органы опеки обязаны защитить интересы ребенка, до момента разрешения вопроса о его передаче на воспитание в соответствующие детские учреждения.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, является превентивной мерой в процессе увеличения количества беспризорных несовершеннолетних, что имеет особую общественную и государственную важность.

Выявление детей, оставшихся без попечения

Обязанность по сообщению фактов обнаружения беспризорных детей возложена каждого отдельного гражданина, в особенности тех, чья сфера деятельности связана с детьми (учителей, медиков, правоохранительные органы).

Лица, которые сокрыли информацию о беспризорном ребенке, в том числе и руководители образовательных заведений, медицинских учреждений, органов социального обеспечения, могут быть понести наказание за неисполнение своих обязанностей, что определено ст. 122 СК.

Каждый ребенок, который лишен родительского воспитания, подлежит постановке на учет. В тех случаях, когда опека со стороны родителей полностью отсутствует, опекунские органы обязаны разрешить вопрос об определении ребенка в учреждение для детей, не имеющих родителей.

Выявление беспризорного ребенка является первой стадией в работе с ним. В обязанность органа опеки входит функция по определению его места проживания и исследования его на предмет наличия достаточных жилищных условий, общения с родителями несовершеннолетнего и установления причин неисполнения родительских обязанностей.

Защищая интересы ребенка, государственные органы обязаны отразить проблемного несовершеннолетнего в учетной документации, а также, при отсутствии возможности оставить его с родителями, определить детское учреждение, в которое последний может быть помещен.

Государственный банк детей, оставшихся без родительского попечения

Первым этапом защиты детей, не имеющих родительского попечения, со стороны государства, является их выявление и постановка на учет.

Государственные органы опеки осуществляют такой учет путем фиксации данных о ребенке в банке детей, чьи родители не осуществляют возложенных на них обязанностей.

Первоисточником сведений, отражаемых в «Банке», являются результаты обследования, которые были получены в результате посещения места жительства ребенка.

Порядок проведения учета беспризорников определен законодательно. В основу такого порядка легли нормы СК и ФЗ «О государственном банке данных о детях…».

Основная цель, с которой проводится учет детей, оставшихся без родительского попечения, заключается в дальнейшей работе с такими несовершеннолетними. Централизованный учет позволяет определять общую численность детей, нуждающихся в помещении в детские учреждения определенной специализации, защищать их интересы.

Устройство детей оставшихся без попечения родителей

Процесс устройства ребенка находится в прямой зависимости от формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

Дети, которые не имеют родителей, могут быть усыновлены, что означает их принятие семью в качестве кровных детей. Такая процедура проводится в судебном порядке, а основанием для усыновления выступает судебное решение.

Усыновление является бессрочным. Такой юридический факт порождает взаимные права родителей и ребенка.

Опека и попечительство над детьми устанавливается на основании приказа соответствующего органа. Таким образом, ребенок передается в семью на правах воспитанника. Опека прекращается с наступлением 14-летия, а попечительство с даты совершеннолетия опекаемого.

На основании договора, ребенок может быть передан на воспитание в приемную семью. Приемные родители становятся законными представителями ребенка. Договор является срочным, дата его окончания определяется приемными родителями и органами опеки.

Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей включают в себя передачу ребенка на воспитание и проживание в специализированные детские учреждения.

Порядок передачи детей на воспитание

Усыновления относится к наиболее длительной и процессуально усложненной процедуре устройства ребенка в семью. Процессуальный акт, дающий право на усыновление, является основанием для передачи ребенка новым родителям, в качестве кровного.

Судебная процедура позволяет установить готовность и способность новых родителей к воспитанию ребенка, его обеспечению и образованию.

Практика показывает, что в большом количестве случаев, усыновлению предшествует установление опеки над несовершеннолетним.

После того, как ребенок передан новым родителям, органы опеки не прекращают работу с ним, на протяжении нескольких лет они контролируют его проживание в семье, при полном сокрытии тайны усыновления.

Проверки проводятся через 6 месяцев после усыновления, через год и еще на протяжении двух лет, по одному разу.

Необходимость в более пристальном контроле за семьей является основанием для более частых посещений ребенка государственными органами.

Любая передача ребенка органами опеки на воспитание сопровождается исполнением контрольных функций, что является еще одним проявлением защиты несовершеннолетних со стороны государства.

Дети, не имеющие родителей, могут передаваться на воспитание в специализированные детские учреждения, и осуществляется с учетом возраста ребенка, его физического и умственного развития, медицинских показателей.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/vyyavlenie-detej-bez-popecheniya-roditelej.html

Выявление и воспитание детей, оставшихся без попечения родителей

Выявление детей оставшихся без попечения родителей

Современный мир – прекрасное место для развития науки и технологий, но, к сожалению, всё чаще он жесток к людям, а особенно к самым беззащитным представителям человечества – детям.

По статистике последних лет в Российской Федерации стремительно возрастает число детей, оставшихся без попечения родителей.

Определение 1

Самое грустное в этом явлении то, что лишь 10% всех сирот – сироты по смерти родителей, у остальных все живы. У такого явления тоже есть своё название. Такие дети называются социальными сиротами.

Спектр причин появления и развития этого феномена огромен – семья, где существует проблема алкогольной или наркотической зависимости родителей, частота внебрачной рождаемости, жилищные трудности, а также глобальные проблемы вплоть до национальных конфликтов.

Государственные меры по предупреждению сиротства

Разумеется, сиротство – бич XXI века. В его искоренении заинтересованы не только сами семьи, но и государство, нуждающееся в социальной стабильности общества.

Государственный порядок обеспечивается постоянной работой местных, региональных и федеральных органов исполнительной власти.

Для того чтобы сохранить баланс сил и сократить процент таких детей, на высшем уровне принимается не мало предупреждающих мер:

  • Бесплатная медицина. Россия – одно из немногих государств, где предусмотрено бесплатное медицинское обслуживание для всех граждан.
  • Бесплатное питание в школе. Простое решение непростой проблемы позволяет семьям значительно сократить свои растраты на питание ребёнка в часы его пребывания в школе.
  • Бесплатные путёвки в санатории и детские лагеря.
  • Трудоустройство детей в период с 14 до 18 лет.
  • Организация различных учреждений по реабилитации и адаптации детей в обществе.
  • Материальная поддержка семей государством и благотворительными организациями.
  • Обеспечение детей жилищными правами и их защита.

Организация работы органов опеки и попечительства по вопросам сиротства

Семейное право в Российской Федерации предусматривает создание органов опеки и попечительства, обеспечивающих защиту прав и свобод, источником которых является Конституция (глава 2) и другие правовые законодательные акты, детей, оставшихся без попечения родителей.

Они предусматриваются в Семейном Кодексе РФ п.1 ст. 121, и юридически закреплены в государственной системе как органы местного самоуправления.

Обязанности органов опеки и попечительства фиксируют как в Семейный и Гражданский Кодексы РФ, так и уставы различных муниципальных образований.

Замечание 1

Кратко стоит отметить, что гражданский институт призрения детей-сирот существовал в России задолго до событий 1991 года, и даже 1917. В XVIII веке существовал, так называемый, «Опекунский Совет», выдававший делами воспитательных домов.

Орган опеки и попечительства обладает рядом функций:

  • функция выявления детей-сирот;
  • учёт детей, оставшихся без попечения родителей;
  • устройство детей-сирот в семьи, детские, семейные дома и т.п.;
  • дальнейшее ведение детей по жизни, наблюдение за их содержанием, воспитанием и образованием.

Данные функции и обязанности находятся в компетенции исключительно органов опеки и попечительства. Любой другой орган или организация не вправе содействовать им в осуществлении непосредственных должностных обязанностей.

Опиши задание

Выявление детей, оставшихся без попечения родителей

Выявление детей, оставшихся без попечения родителей – сложный процесс, протекающий в несколько этапов. Весь план мероприятий по вопросу сиротства зафиксирован в СК РФ.

Ход действий компетентных органов для выявления детей-сирот:

  • Должностные лица различных заведений, где находятся дети или субъекты, располагающие данными о нахождении ребёнка, оставшегося без попечения родителей, обязаны сообщить о ребёнке в органы опеки и попечительства по месту пребывания несовершеннолетнего. Если данное учреждение носит воспитательный, образовательный или лечебный характер, срок обращения для должностного лица ограничивается до 7 дней (п.1, 3, ст. 122 СК РФ).
  • После обращения должностного лица органы опеки и попечительства обязаны в трёхдневный срок установить условия проживания ребёнка, наличие родителей или родственников, на попечении которых он находится. Если таковые не находятся, органы опеки и попечительства обязаны защитить права и интересы несовершеннолетнего до момента, пока не решится вопрос о его устройстве (абз. 2, п. 1, ст 122 СК РФ).
  • Размещение и обустройство ребёнка осуществляется сроком не более чем в 1 месяц. Если вариант с передачей ребёнка на воспитание в семью не представляется возможным, органы опеки и попечительства перенаправляют документы о ребёнке в соответствующий орган исполнительной власти того или иного субъекта Российской Федерации и российский федеральный орган исполнительной власти. Он, в свою очередь, определяется непосредственно Правительством РФ. Сделано это не просто так. Таким образом ребёнок ставится на учёт и претендует на оказание ему помощи в поисках новой семьи (абз. 1, п.3, ст. 122 СК РФ).
  • Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца после получения документов о ребёнке обязан найти для ребёнка семью, где его будут растить и воспитывать, проживающую в данном регионе. В противном случае, при не обнаружении подходящих семей, региональный орган в обязательном порядке оповещает о сложившейся ситуации федеральные органы исполнительной власти (абз. 2, 3, ст. 122 СК РФ).

Замечание 2

За не предоставление данных о ребёнке, оставшемся без попечения родителей, сокрытие ситуации, за предоставленные недостоверные сведения должностные лица учреждений и представители соответствующих органов закон привлекает к обязательной ответственности (п.4 ст. 122 СК РФ).

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

В Российской Федерации существует несколько форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Разумеется, что по возможности преимущество отдаётся воспитанию ребёнка в семье. В Семейном Кодексе представлена целая система форм воспитания детей-сирот:

  • Усыновление или удочерение. По сути – юридический акт, закрепляющий между усыновителем и усыновлённым законные права и обязанности родителей и детей. Если на момент усыновления у ребёнка живы биологические родители, то после процедуры они полностью утрачивают свои права на него.
  • Опека и попечительство. Правовая форма государственной заботы о детях-сиротах за счёт воспитания ребёнка в семье опекуна (над ребёнком до 14 лет) или попечителя (над подростком с 14 до 18 лет). Этим детям также, как и усыновлённым гарантируется защита всех личных и имущественных прав, однако в полном объёме юридические отношения опекун/опекаемый в семейные не переходят. Полномочия опекуна ограничены по сравнению с полномочиями усыновителя.
  • Воспитание в приёмной семье. Форма размещения детей в семью на воспитание на ограниченный срок, установленный по договору между семьёй и органами опеки и попечительства. Данный вид воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, может являться напоминанием усыновления, однако, он не порождает прав и обязанностей родителей и детей.
  • Воспитание детей в различных образовательных и лечебных учреждениях. В данном случае опекуны или попечители не назначаются, ими автоматически становится администрация заведения, в котором содержится ребёнок. Она же осуществляет контроль за соблюдением прав и интересов ребёнка, его содержанием и воспитанием.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/semejnoe-pravo/vyjavlenie-i-vospitanie-detej/

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Выявление детей оставшихся без попечения родителей

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение в соответствии со ст. 122 Семейного кодекса входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей. Как установлено п. 1 ст.

122 Семейного кодекса, должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений) и иные граждане (соседи, родственники и т.д.

) обязаны немедленно сообщать о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей[45].

При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Согласно, Семейного кодекса [46] порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, должен определяться федеральным законом.

Введения в действие Федеральный закон “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”[47] установленный постановлением Правительства РФ №217 от 04 апреля 2002 года. стало основанием централизованного учета детей.

Централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, подразделяется на первичный, региональный и федеральный и осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации и Министерством образования РФ.

На первоначальном этапе по результатам обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка и установления факта отсутствия попечения родителей данные о детях персонально регистрируются органом опеки и попечительства в журнале первичного учета установленной формы.

В том случае, если ребенок не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации на воспитание в семью, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету установленной формы, копия которой передается для постановки ребенка на региональный учет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации[48] .

На основании сообщений органов опеки и попечительства соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта Федерации.

В течение месяца со дня поступления указанных сведений этот же орган организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории или на территориях других субъектов Федерации, а также осуществляет подбор детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, согласно п. 3 ст. 122 Семейного кодекса.

При отсутствии возможности устроить ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Федерации, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации направляет сведения о ребенке (копию анкеты и фотографию ребенка) в Министерство образования РФ для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (то есть для постановки на федеральный учет) и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории России.

Федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, формируется в Министерстве образования[49] на основании сообщений соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерство образования ведет учет детей, а также осуществляет их подбор для лиц, обратившихся непосредственно в Министерство образования и изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, с выдачей направления в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и последующего решения вопроса о передаче ребенка на воспитание в семью. Министерство образования также предоставляет соответствующим органам исполнительной власти субъектов Федерации (по их запросу) сведения, имеющиеся в федеральном банке данных о детях, оставшихся без (попечения родителей.

Функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, исполняет Сектор регионального государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в Сахалинской области эта функция исполняется министерством образования Сахалинской области[50].

Административный регламент[51] по исполнению государственной функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, министерства образования Сахалинской области представлен в Приложении А.

Орган опеки и попечительства, орган исполнительной власти субъекта Федерации и Министерство образования, осуществляющие соответственно первичный, региональный и федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляют гражданам Российской Федерации, ставшим кандидатами в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, а также иностранным гражданам или лицам без гражданства, изъявившим желание усыновить ребенка, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семью.

С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений (лечебных, социальной защиты), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в 7-дневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения[52] .

За неисполнение обязанностей по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, и их последующему устройству или за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи в семью, руководители воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, а также должностные лица органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 статьи 122 Семейного кодекса могут быть привлечены к ответственности в порядке, установленном законом.

В заключении главы можно сделать вывод :

В России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Около девяноста процентов детей являются сиротами при живых родителях.

Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в России крайне важное значение. В соответствии с международным законодательством ребенок имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством .

В России задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи. Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Законом о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейный кодекс РФ содержит общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, так же кодексом определено, что защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно Семейного и Гражданского кодексов органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не входящие в систему органов государственной власти. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Поскольку осуществление функций по опеке и попечительству относится к вопросам местного значения, органы местного самоуправления обязаны

Во многих субъектах РФ приняты специальные законы о деятельности органов опеки и попечительства, в том числе и по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере опеки и попечительства возложены на Министерство образования и науки РФ .

В Сахалинской области методическое руководство работой органов опеки и попечительства по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи возложено на Министерство образования Сахалинской области..

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей не допускается.

Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время существуют следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

§ усыновление (удочерение);

§ передача под опеку или попечительство;

§ передача на воспитание в приемную семью;

§ устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

Семейный кодекс РФ закрепляет в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, передачу ребенка на воспитание в семью . И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, всех типов.

Помимо государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться в установленном законом порядке и негосударственные образовательные учреждения.

Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка .

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей.

При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

На основании сообщений органов опеки и попечительства соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта Федерации, в Сахалинской области эта функция исполняется министерством образования Сахалинской области.

Источник: https://studopedia.ru/21_69295_viyavlenie-i-uchet-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть