Самозахват земель общего пользования

Содержание

Ответственность за самовольный захват земли

Самозахват земель общего пользования

Согласно законодательным нормам право владения землей регистрируется в Государственном реестре недвижимости. Использование участка или прилегающей территории без регистрации права собственности является нарушением соответствующих законов.

Ответственность за самовольный захват земельного участка

Термин «самовольный захват» указан в Конституции РФ (статья №35). Самозахват участка земли – использование территории в своих целях без оформления разрешительной документации. К этому нарушению относится, например, возведение пристройки к дому без разрешения на строительство.

ВНИМАНИЕ! Если у земли нет собственника, значит, права на нее принадлежат государству.

Административная ответственность

Использование участка, который не является собственностью гражданина, или ее части расценивается как самозахват. Отсутствие правоустанавливающей документации – основание для привлечения к административной ответственности. Мерой наказания в этом случае является штраф.

Если на захваченном участке возведен дом или другое строение, помимо оплаты штрафа, лицу нужно снести постройку. Если гражданин отказывается делать это добровольно, снос производится в принудительном порядке.

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай имеет уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —звоните нам по телефону(круглосуточно).Это быстро и бесплатно!Москва:+7 499 938-54-07Санкт-Петербург:+7 812 425-64-95Регионы:+7 (800) 350-84-13 (доб. 140)

Уголовная ответственность

За самозахват земли не предусмотрено уголовной ответственности. Но если это связано с другим преступлением, в отношении нарушителя используются меры наказания в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Например, при фиктивном получении прав собственности за счет злоупотребления доверием или обмана мера ответственности назначается в соответствии с положениями статьи №159 УК РФ.

Самовольное занятие земли по Земельному кодексу

Согласно Земельному кодексу РФ под самозахватом подразумевается пользование землей в отсутствие оформленного права владения.

Незаконным считается пользование наделом:

  • до принятия решения исполнительным учреждением о передаче имущества или его переоформления;
  • до момента заключения договора о продаже дома и участка;
  • до принятия решения по заявлению о постановлении территории на кадастровый учет;

ВАЖНО! Такие случаи классифицируются как самовольное занятие территории при активных действиях. Например, огораживание периметра, начало строительства и т. д.

Куда жаловаться при самозахвате земли

Для мирного урегулирования конфликтной ситуации, нужно направить письменное уведомление с планом участка нарушителю с требованием освободить захваченную землю.

Если ответа нет, гражданин обращается в уполномоченное государственное учреждение для решения конфликта. Согласно действующим законодательным нормам для решения вопросов по незаконно занимаемым землям лица могут обращаться в следующие госучреждения:

  • муниципалитет населенного пункта;
  • органы, осуществляющие надзор (Росреестр, Россельхознадзор);
  • полиция;
  • прокуратура.

После получения подтверждения от госорганов о нарушении прав следует обратиться в суд. Для этого гражданину требуется выполнить следующую последовательность действий:

  • Составить исковое заявление.
  • Собрать требуемый пакет документов.
  • Оплатить государственный налоговый сбор.
  • Ожидать рассмотрения заявления и назначения даты проведения судебного заседания.

СОВЕТ! Для решения земельных споров обращаются в гражданский суд. Подавать заявление в вышестоящие инстанции можно при необходимости обжалования вердикта.

Можно ли узаконить самозахват земельного участка

Во избежание привлечения к ответственности за незаконное занятие территории гражданин вправе узаконить использование земли. Участок может быть оформлен в собственность только в том случае, если у него нет другого владельца. Чтобы зарегистрировать такой надел, следует обращаться в ЕГРН.

Ответственность за самовольное занятие земель общего пользования

Пункт 1 статьи №7 КоАП РФ предусматривает наложение наказания в виде штрафа за самовольный захват земли. Размер зависит от кадастровой стоимости владения и составляет:

  • для граждан – от 1 до 1,5% (минимум 5 000 р.);
  • для должностных лиц – от 1,5 до 2% (минимум 20 000 р.);
  • для организаций – от 2 до 3% (минимум 100 000 р.).

Если нет данных о кадастровой стоимости, предусмотрены следующие суммы:

  • для граждан – 5–10 тыс. р.;
  • для должностных лиц – 20–50 тыс. р.;
  • для компаний – 100–200 тыс. р.

Штраф за самозахват земли не назначается, если гражданин получил соответствующее разрешение от собственника и может подтвердить это в суде.

Подписывайтесь на нас:

Группа .comГруппа ok.ru

Источник

Источник: https://zen.yandex.ru/media/urist/otvetstvennost-za-samovolnyi-zahvat-zemli-5c9b24b7d2276333bb4602c2

Ответственность за самозахват земли в 2021 году: когда наступает

Самозахват земель общего пользования
Время чтения: 6 минут

Если земля никем не используется, она может казаться бесхозной. Для владельца сопредельного участка велик соблазн приобщить ее к своей территории.

Но каждый земельный участок в РФ принадлежит организациям, гражданам или государству в лице муниципалитета, региональной или федеральной власти. Самовольное его присвоение – противоправное деяние.

Закон определяет и ответственность за самозахват земли в 2021 году.

Основы землепользования

Принципы и основные нормы использования земельных наделов определены Земельным кодексом Российской Федерации. Их главные постулаты перечислены в ст. 1:

  • значимость земли как основного компонента жизнедеятельности;
  • приоритет ее защиты в качестве важнейшего элемента окружающей среды и средства производства;
  • главенство охраны жизни и здоровья человека;
  • единообразие судьбы участков и связанных с ними объектов;
  • платность использования;
  • право на участие общественных и религиозных организаций, а также отдельных граждан в решении вопросов, касающихся реализации их прав на землю;
  • главенство сохранения особо ценных земель и охраняемых территорий;
  • деление по целевому назначению на категории;
  • равное соблюдение законных интересов граждан и общества.

Ознакомьтесь подробнее с принципами, на которых основано землепользование в РФ.

В чем суть самозахвата

Согласно законодательству РФ, владение и использование земли становится легальным только после оформления государственной регистрации прав на нее. Пока не будут определены границы, произведена регистрация и получено право собственности, любые действия в отношении эксплуатации и сделок с наделами считаются незаконными.

Самовольный захват земли – это ее присвоение и использование лицом, которое не имеет на участок законных прав, по собственной инициативе и для достижения личных целей.

Правонарушителями могут оказаться не только обычные граждане, но и должностные лица. Эксплуатация и владение земельным наделом без разрешения и документального оформления квалифицируется как незаконный захват земли и является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.

Санкции против правонарушителей предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях (ст. 7.1) и Земельным кодексом (ст. 76).

Кроме предусмотренных этими законами мер, к лицам, занявшим землю без разрешения владельца, применяют и иные санкции. В первую очередь они обязаны возвратить надел собственнику и возместить ему причиненный вред.

Прежде чем решиться на присвоение чужой территории, стоит понимать, что такое самозахват земельного участка и какие правовые последствия он может иметь.

Как осуществляется незаконное завладение землей

Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья.

К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования.

Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.

Землевладельцы, права которых были нарушены, сообщают о действиях захватчиков в органы местной власти, а те реагируют на них соответствующим образом.

Самовольное присвоение земель, находящихся в собственности других граждан, случается значительно реже, чем самозахват земли общего пользования, поскольку такие случаи устанавливаются очень быстро и могут быть оспорены в судебном порядке.

Возврат незаконно занятых земельных участков

Если человек самовольно прирезал к своему наделу часть чужой территории, нужно противостоять ему законными методами. Гражданин, который стал жертвой этого противоправного деяния, должен знать, куда обратиться и что делать в такой ситуации.

Вот как выглядит примерный порядок действий землевладельца, часть территории которого подверглась захвату. Он должен:

  1. Уведомить гражданина, который завладел землей, о том, что его внедрение незаконно.
  2. Выяснить, не имеет ли место мошенничество, незаконное оформление земли в собственность, продажа или сдача в аренду чужого участка.
  3. Если захватчик действует умышленно и злонамеренно, предупредить нарушителя о противоправном характере его поступка и предъявить бумаги, подтверждающие право собственности на землю, например, правоустанавливающий документ, прошедший кадастровую регистрацию и учтенный в Росреестре (ст. 131 Гражданского кодекса РФ).
  4. Если не удалось своими силами освободить самовольно занятый земельный участок, подать заявление в местную администрацию, которая уполномочена решать подобные вопросы.
  5. В случае отказа органа местного самоуправления потребовать выписку или копию протокола административной комиссии.
  6. Обратиться с этим документом в судебную инстанцию по месту расположения земли.

Санкции за незаконный захват

Виды наказания за незаконный захват земель устанавливает ст. 7.1 КоАП. Инцидент может подпасть и под статью Уголовного кодекса, если истцу удастся доказать, что присвоение и эксплуатация участка связана с иными правонарушениями, например, с мошенничеством.

То, какой штраф за самозахват земельного участка в 2021 году заплатит нарушитель, зависит от двух критериев:

  • поставлен ли надел на кадастровый учет;
  • какова его оценочная стоимость.

Административное наказание

При применении административных мер назначаются санкции, предусмотренные КоАП. В этом случае имеет значение, к какой категории относится лицо, незаконно завладевшее землей.

Размеры штрафов напрямую зависят от стоимости надела и составляют для:

  • юридических лиц – 2 – 3% (не менее 100 000 рублей);
  • должностных лиц – 1,5 – 2% (не менее 20 000 рублей);
  • физлиц – 1 – 1,5% (не менее 5 000 рублей).

Если не была проведена оценка земельного надела, штраф имеет фиксированную величину и составляет:

  • юрлица – 200 – 300 тыс. рублей;
  • должностные лица – 40 – 50 тыс. рублей;
  • физлица – до 10 тыс. рублей.

Примеры из судебной практики

Слушания по искам о самозахвате земельных наделов достаточно распространены в гражданских судах. Не найдя компромисс в спорах о сотках и границах собственных участков, граждане отправляются за разрешением проблемы в судебную инстанцию. Однако и там не всегда однозначно спор о земле решается в пользу истца.

Собираясь с исковым заявлением в суд, нужно тщательно продумать аргументы своих притязаний и подготовить документальное подтверждение претензий. В противном случае, как показывает судебная практика, в удовлетворении иска может быть отказано.

Как узаконить самозахват

Если территория была занята без согласования с органами власти, возникает вопрос, как узаконить самозахват земельного участка.  Это возможно, но стоит учесть некоторые ограничения.

Правила выкупа надела установлены ст. 39.18 ЗК РФ. Однако определенные категории земель, в отношении которых было совершено незаконное присвоение, легализовать нельзя. К ним относятся:

  • территории, которые выходят в лесную зону;
  • участки, выходящие за «красные линии», которые отгораживают линии электропередач, газопроводы, коммуникационные элементы.

Кроме того, узаконить удастся лишь площади, на которые не претендуют ни юридические, ни частные лица или товарищества. При этом можно как оформить землю в собственность, так и взять ее у владельца в аренду.

Порядок легализации занятого участка

Уладив все спорные вопросы с собственником, можно попытаться узаконить самозахват. Для начала необходимо подать заявление в местную администрацию о перераспределении земли. К этому моменту должны быть готовы документы, подтверждающие право собственности на надел, а также составлен план межевания территории.

Если положительное решение получено, на землю нужно оформить кадастровый паспорт. Для этого к перечисленным выше документам следует приложить:

  • заявление;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • геодезический план территории;
  • документ о владении участком;
  • паспорт гражданина РФ.

Вот и все, что нужно знать о том, как узаконить участок земли прирезанным самозахватом.

После приема документов сотрудники Росреестра в течение 5 рабочих дней обязаны изготовить кадастровый паспорт на земельный участок, согласно положениям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ.

Отдельная процедура – регистрация права на участок. Необходимо написать еще одно заявление и уплатить предусмотренную пошлину. Кроме того, нужно предоставить документы, подтверждающие:

  • отчуждение земли,
  • покупку,
  • владение наделом.

Если соискатель будет следовать инструкции, как оформить землю в собственность, его действия почти наверняка увенчаются успехом. Главное, чтобы он не пытался обойти закон и старался избежать разногласий с третьими лицами.

Кому жаловаться на самозахват участка

Если незаконное завладение территорией не вызывает сомнений, а факт ее эксплуатации установлен, у собственника возникает вопрос, куда жаловаться на противоправные действия захватчика.

Первая инстанция – местная администрация, в компетенции которой находится решение подобных вопросов. Если ожидаемый результат не достигнут, придется обратиться с иском в суд по месту нахождения земли.

В исковом заявлении нужно упомянуть:

  • обстоятельства захвата ЗУ;
  • основания возникновения права собственности на надел;
  • перечень мер, принятых для возврата участка.

При составлении иска целесообразно ориентироваться на образец требования об освобождении земельного участка. Он содержит настоятельную просьбу вернуть незаконно захваченный надел.

К исковому заявлению нужно приложить пакет необходимых документов.

Итак, законные права владельца могут быть восстановлены на основании постановления администрации либо по решению суда.

Охрана земель

Определение правовой охраны земельных ресурсов включает систему закрепленных законодательством мер, которые направлены на обеспечение рациональной эксплуатации земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от разрушения и истощения.

Эти меры применяются комплексно и осуществляются с целью:

  • недопущения деградации/разрушения земель и других негативных последствий хозяйствования путем стимулирования природоохранных технологий производства;
  • обеспечения восстановления и улучшения аграрных территорий, которые подверглись нарушению или деградации;
  • создания правил проверки и учета экологического состояния ресурсов.

Законодательством предусмотрены предупредительно-восстановительные меры и юридическая ответственность за нарушение земельно-правовых нормативов.

Узнайте подробнее, что собой представляет и как осуществляется правовая охрана земель.

Выводы

Незаконное завладение земельным наделом и его эксплуатация – это противоправные действия, которые наказываются в соответствии с нормами законодательства РФ.

Захватчик может вернуть землю законному собственнику добровольно, по предписанию администрации или по решению суда.

Если споры о собственности на землю улажены мирным путем и отсутствуют притязания третьих лиц, надел можно узаконить, собрав необходимый пакет документов и совершив установленные законодательством действия.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/otvetstvennost-za-samozaxvat-zemli.html

Что такое земли общего пользования и что грозит за самовольный захват этих территорий?

Самозахват земель общего пользования

Почему земли, владение которыми проходит в режиме общего пользования, возбуждают так много юридических, практических и фактических нюансов в сфере правовых отношений в границах Земельного Кодекса? Попробуем разобраться, какие территориальные зоны могут причисляться к категории ЗОП, какие существуют правила распоряжения ими для всех граждан и как избежать проблем и нарушений собственных прав в делах, касающихся ЗОП?

Что такое ЗОП?

По ассоциации, земли общего пользования (далее – ЗОП) – это те территории, которые принадлежат всем гражданам, как социальные пространства, это территории, которые не имеют частного собственника и не могут его иметь (разве что государство и является этим собственником).

Согласно тому, как эти земли определяют Земельный и Градостроительный Кодексы Российской Федерации, земли общего пользования – это участки и территории, которые используются в качестве путей сообщения (сюда входят дорожные участки, улицы, мостовые, пешеходные территории), в качестве зон отдыха (к примеру, парки, детские площадки, скверы и бульвары), а также зоны для промышленных нужд общественности (свалки, полигоны, территории для переработки мусора).

Согласно закону на ЗОП разрешено возводить капитальные постройки, а также некапитальное строительство. Но при этом строительство должно соответствовать целевому назначению зон ЗОП. Разберемся подробнее в нюансах, связанных с землями, предназначенными для общего пользования.

Земельный кодекс касательно общих территорий

Этот тип землепользования, как и любой существующий, упомянут в Земельном Кодексе Российской Федерации, так как именно он регулирует и регламентирует все вопросы, связанные с использованием земельных ресурсов нашей страны.

В статье №85 ЗК РФ упоминаются ЗОП.

Согласно этой статье земли общественного пользования могут входить в состав различных территориальных зон, но ни в каком случае не подлежат приватизации. Также по этой статье к ЗОП причисляются площади, улицы и проезды, автодороги и трассы, территории набережных, бульваров, водные объекты и пляжи.

Нарушения пользования ЗОП регулирует статья 7.1 глава 7 КоАП РФ. Под нарушением в ней подразумевается самовольный захват земель общего пользования. Об этом далее.

Самовольный захват ЗОП – чем грозит?

Поговорим подробнее о самовольных захватах. Как уже было сказано в предыдущем пункте, все нарушения касательно ЗОП должны быть предусмотрены законом нашей страны.

Такой вид нарушения землепользования как самовольный захват территории, предназначенной для общего пользования, причисляется к административному правонарушению и регулируется статьей 7.1 главы 7 Кодекса Административных Правонарушений РФ.

Расследования по этому правонарушению проводят государственные федеральные инспекторы, специализирующиеся на использование и охране тех ЗУ, которые внесены в Росреестр. Статья, регламентирующая это нарушение называется «Самовольное занятие земли».

По ней занятие ЗОП по собственной воле в случаях, если на это не имеется документов, которые предусмотрены законом (или в случаях, если отсутствуют документы на разрешение хозяйственной деятельности), влечет за собой административную ответственность. А именно, штраф для физического лица в размере 500-1000 рублей, для должностного лица от 1000 до 2000 рублей и для юридического лица от 2000 до 20 000 рублей.

Помимо этого, касательно самозахвата действует статья №21 главы 23 Кодекса Административных Правонарушений РФ, которая именуется «Органы, выполняющие государственный контроль за эксплуатацией и охраной земельных участков».

Органы, отмеченные в этой статье, имеют особое право рассмотрения тех дел, которые касаются ситуаций, предусмотренных в статьях 7.10, 7.2 (часть 1), 7.1 (в объеме самовольной уступки права использования участка и мены земли), а также в статьях 8.8., 7.34 КоАП РФ.

Этими органами государственной службы являются следующие:

  1. Главный государственный инспектор Российской Федерации по охране и эксплуатации земли, а также его заместители.
  2. Главные государственные инспекторы отдельных регионов РФ по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.
  3. Главные городские и районные госинспекторы по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.

Примеры самозахвата

Обратимся к ситуациям, в которых самовольно захватываются ЗОП, к чему они могут привести и почему эти ситуации не являются законными.

Сосед захватил часть дороги, поставив гараж

Постройки, как известно и понятно каждому, должны находиться на территории земли их владельца, причем по указанным нормам, соблюдая все отступы согласно пожарной безопасности и другим нормам.

Строительство гаража не требует разрешения, не подведено какому-либо контролю, но гараж, тем не менее, должен находиться в границах ЗУ. Но бывают такие случаи, когда хозяин построил гараж так, что его часть выходит на дорожную зону, являющуюся ЗОП, что незаконно и является поводом для обращения в Росреестр.

Незаконная установка забора на ЗОП

На сайте Росреестра предоставлена информация о деятельности организации и их борьбе с правонарушениями.

На их сайте можно найти много примеров незаконного обращения с ЗОП.

Один из них заключался в том, что в Оренбургской области мужчина обнес свой земельный участок забором, захватив часть дороги, из-за чего движение по ней стало затруднительным.

Хозяин участка может либо выплатить штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, либо получить право на расширение участка, чтобы избежать сноса забора.

Такой поступок является правонарушением, так как по ЗК РФ, огораживая свой земельный участок, владелец должен сделать отступ перед проезжей частью, в противном случае, дверь/калитка должна открываться в сторону участка, а не на дорогу. Выносить же забор за пределы ЗУ – противозаконно.

Незаконное строение

Если положение гаража на участке не регламентировано, то хозяйственные постройки некапитального типа и капитальные строения обложены правилами расположения их на участке, постройка дома вообще требует разрешения на строительство.

Именно поэтому строение вне участка, находящегося не в личной собственности, а на ЗОП является существенным правонарушением. Поэтому, когда сосед решил возвести посреди дороги сарай – это повод обратиться за проверкой.

Перегородили дорогу, нет доступа на земельный участок

Дорога и подступ к дому – общественная зона, преграждение пути по ней чем угодно – гаражом, забором, собачьей будкой или сараем – это незаконно.

Самозахват жилого помещения и участка общедолевой собственности

Перед тем, как рассмотреть такой пример, ознакомимся с понятием общедолевой собственности. Этот вопрос регулирует уже Жилищный Кодекс Российской Федерации, статьи 37 и 162.

По ЖК РФ, общедолевая собственность – это такие места общего пользования (имущество в том числе), которые принадлежат собственникам помещений многоквартирного дома, при условии что доля общедолевой собственности пропорциональна площади квартиры собственника, а также при условии, что выдел и отказ от этих долей запрещен по закону.

Что касается состава общедолевого имущества, то к нему можно отнести:

  1. помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном;
  2. территории крыш;
  3. ограждающие ненесущие и несущие конструкции многоквартирного;
  4. земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

Так вот, что касается примера, то в практике часто случается, когда один из жильцов производит захват общего имущества в многоквартирном доме.

Например, сосед самовольно захватил колясочную и, установив стену, включил ее в площадь своей квартиры. Это произошло без сбора подписей соседей, а также без получения на то разрешения. Такое случается часто, в большинстве случаев – безнаказанно.

Куда обращаться и жаловаться, при неправомерных действиях правообладателей земельных участков?

Что же делать в том случае, если были замечены, непосредственно коснулись или мешают жить совершенные неправомерное действия по отношению к ЗОП, и какие органы контролируют процесс правосудия относительно таких нарушений. Начнем с того, что саму ситуацию, согласно Земельному Кодексу РФ, должны держать под контролем следующие органы и лица:

  1. Госземконтроль (это уполномоченный государственный орган).
  2. ОМС или Земельный контроль муниципалитета (он должен быть уполномоченным ОМС).
  3. Органы, которые осуществляют территориальное общественное самоуправление, либо иные объединение/организации, носящие общественный характер, и Земельный контроль общественного направления (куда входят гражданские лица, заинтересованные в проблеме).
  4. Субъекты землепользования, к которым причисляются владельцы, собственники, пользователи, арендаторы (в период выполнения ими хозяйственной деятельности). Иными словами – Земельный контроль производственного направления.

По законодательству, основываясь на постановлении Правительства РФ №689 от 15 ноября 2006 «О земельном государственном контроле», чтобы обратиться в связи с нарушением пользования землями общего пользования, нужно лишь подать обращение, либо жалобу от юридического или физического лица в Управление Росреестра.

Это заявление/обращение будет являться основанием для начала проверки указанного участка, на котором произведены нарушения, касающиеся землепользования.

Как писать заявление, как предоставить доказательства?

Согласно информации, предоставленной Управлением Росреестра, заявление можно подать несколькими разными способами:

  1. В офисах Росреестра и Кадастровой палаты. Для этого необходимо узнать на сайте о расположении офисов и их приемных часах.
  2. Почтовым отправлением. Документ можно отправить в главный офис, либо в территориальное отделение, адреса которых также можно легко найти на сайте.
  3. В МногоФункциональных Центрах.
  4. Заказать выездное обслуживание. Услуга на безвозмездной основе пока что предоставляется лишь ветеранам войн и инвалидам 1 и 2 групп.
  5. В электронном виде через личный кабинет на сайте Росреестра.

Воспользовавшись одним из указанных способов, необходимо заполнить заявление по указанной форме, которую также взять на сайте Росреестра. Доказательствами считаются фото/видеоматериалы, которые необходимо приложить к заполненному заявлению.

Незаконный захват участка в СНТ

Заселение до получения надела в аренду, без права пользования им или вообще заселение на чужой/бесхозный участок – такие могут возникнуть проблемы в садовых товариществах.

Также в СНТ существуют пожарные водоемы или, например, общественные колодцы – обнесение их забором без возможности пользоваться ими у членов СНТ – это неправомерное действие, за которым следует юридическая ответственность.

Захламление общих территорий

Когда ЗОП используются в качестве свалки, это незаконно по нескольким причинам. Во-первых, такие свалки могут служить преградой для использования ЗОП по назначению.

А во-вторых, свалки – это достаточно вредные территории, и, если они находятся в местах, для них не предназначенных, это может обернуться вредом здоровью граждан и экологии.

В захламлении сложно искать виновное лицо, так как к нему могут быть причастны многие граждане.

Как оформить в собственность (приватизировать) участок ЗОП?

Для этого до того, как начать им распоряжаться, необходимо подать ходатайство на получение права расширения участка и приватизации ЗОП. Этот процесс имеет нюансы, так как получение разрешения зависит от того, какое имеет предназначение желаемая зона.

Незаконное выделение и регистрация земельного участка в СНТ

Все участки СНТ для регистрации их на владельца должны быть приватизированы, оформлены в управлении СНТ.

Этапы для получения участка проходят через государственные организации, но если случилось так, что это было сделано незаконно, соседи и члены садового товарищества могут смело оформлять коллективную жалобу или одиночные заявления в Управление Росреестра.

Для того, чтобы пользование ЗОП не причиняло неудобств гражданам, необходимо знать о правилах пользования ими и правах на эти территории, которые принадлежат самим гражданам.

Источник: https://georeestr.com/registratsiya-obektov/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Куда жаловаться на самовольный захват земли

Самозахват земель общего пользования

   Ответственность за самовольное занятие земельного участка – это принятие на себя вины за использование чужой земли без каких-либо прав на неё.

Поставили вы забор на земле, которая вам не принадлежит, или построили сарай, засадили участок картошкой – не важно, это вы посягнули на установленный порядок.

А значит, наносите вред не только реальным владельцам, но и экономике в целом. А вред в России принято компенсировать.

Самовольное занятие земельного участка

По норме Земельного кодекса участком земли на законных основаниях можно пользоваться, если:

  • он принадлежит на праве собственности;
  • арендован по договору;
  • предоставлен в бессрочное пользование;
  • на землю установлен сервитут.

Если у человека нет прав на землю, то есть, нет ни договора аренды, ни свидетельства на собственность, ни распоряжений или постановлений муниципалитетов на предоставление земли, но он пользуется этой землёй, имеет место самозахват. А это не что иное, как физическое воздействие на чужой участок, например:

  • возделывание в сельхозцелях;
  • строительство;
  • добыча ископаемых или снятие грунта;
  • складирование стройматериалов.

Перенос забора на соседскую землю – это тоже самозахват!

Большинство конфликтов, связанных с земельными спорами, которые нередко выливаются в судебные тяжбы, основаны на неправильном понятии – раз территория пустует, значит, участок ничейный.

Разъяснение.
По смыслу статьи 16 Земельного кодекса земля не может быть ничьей априори. Считается, что если право собственности на землю не зарегистрировано, то она принадлежит государству.

К чему может привести самозахват земли

На сегодня за самозахват установлена ответственность:

  • административная; 
  • гражданско-правовая.

По статье 7.1 КоАП за самозахват земли положен штраф:

  • от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости захваченного участка, но не меньше 5 тысяч рублей – гражданину; 
  • от 1,5 до 2 процентов, но не меньше 20 тысяч рублей – должностному лицу (руководители фирм, например); 
  • от 2 до 3 процентов, но не меньше 100 тысяч – предпринимателю и организации.

Если кадастровая стоимость участка, который фактически занял виновный, не определена, то устанавливаются денежные штрафы:

  • на виновных граждан – от 5 до 10 тысяч руб.;
  • на должностных лиц – от 20 до 50 тысяч;
  • на организации и предпринимателей – от 100 до 200 тысяч.

Уточнение.
Кадастровая стоимость в случае самовольного захвата рассчитывается не со всей площади участка, а с фактически захваченной.

Установлена ответственность и по 76 статье Земельного кодекса:

  • если владельцу участка причинён вред (например, нарушением плодородного слоя), виновник обязан этот вред возместить полностью; 
  • захваченный участок возвращается законному владельцу без каких-либо компенсаций за потраченные на обслуживание участка средства; 
  • восстановление межевых знаков, снос построек, восстановление плодородного слоя или рельефа участка владельцу оплачивает виновник.

Важно:
Административный штраф не освобождает виновника от гражданской ответственности. Постановление об административном наказании может послужить основанием для взыскания убытков владельцем участка с захватчика.

Земельный контроль

Пользование земельными участками контролируется, то есть, проверяется:

  • не используется ли земля не по назначению (например, не строятся ли здания на сельхозземлях); 
  • нет ли самозахвата земли; 
  • не нарушаются ли другие нормы земельного законодательства.

При этом контроль может быть:

  • муниципальный;
  • общественный.

Муниципальный контроль заключается в проверке использования земли уполномоченными органами – земельными комитетами при администрациях. Если при проверке выявятся нарушения, инспектор земкома имеет право сообщить об этом в земельный надзор. А этот орган уже возбуждает административное производство в отношении виновных и выдаёт предписания, либо накладывает штрафы.

Общественный же земельный контроль – это не проверка гражданами законности использования земли, а контроль за земкомами. То есть, если кто-то из граждан усмотрит в действиях работников земельного комитета явное нарушение чьих-то прав, он может пожаловаться в земельный надзор.

Внимание!
Если ваш участок или его часть кем-то незаконно захвачена, сообщите об этом в земельный комитет. Не будет реакции со стороны земкома – жалуйтесь в земельный надзор.

К сведению: местный орган земельного надзора располагается в местном отделении Росреестра, потому как деятельность по надзору за использованием недвижимости лежит именно на этой государственной организации.

Не лишним будет упомянуть и о том, что местные земкомы проводят проверки законности использования в основном зарезервированных участков, так как именно эти земли представляют особый интерес для государства.

Резервирование земель

   Если на какой-то территории запланировано строительство стратегических объектов, такие территории резервируются. В данном случае речь не идет о частном резервировании.

Такая процедура проводится в интересах общественно значимых объектов.

То есть, на некоторые земельные участки может быть наложено ограничение в их использовании, если муниципалитет решит, что в конкретном месте в будущем нужно будет построить:

  • объект социальной инфраструктуры (больницу, школу, интернат и т.п.);
  • федеральную трассу;
  • шахту;
  • оборонный объект;
  • ЛЭП и т.п.

Ограничение использования – это, например, запрет на продажу, на изменение вида использования земли, на строительство. Резервирование всегда регистрируется в Росреестре, как обременение, на такие сроки:

  • не дольше, чем на 3 года, если земля частная;
  • до двух лет, если участок муниципальный.

Обременение зарезервированного участка снимается, если:

  • закончился срок резервирования;
  • отменено решение о резервировании;
  • участок изъят (выкуплен) для нужд государства или муниципалитета для целей, по которым он и был зарезервирован.

Разъяснение.
Если зарезервированный участок подвергся самозахвату, ответственность за самовольное занятие земельного участка виновник будет нести и перед владельцем, если земля в частной собственности, и перед государством.

Источник: https://xranitelochaga.ru/objekty/samovolnyj-zaxvat-zemelnogo-uchastka.html

Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

Самозахват земель общего пользования

В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.

Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс.

Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте.

Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса. В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:

  • Аренда;
  • Безвозмездное бессрочное пользование.

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Правила налогообложения земель общего пользования

Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:

  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.

Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.

1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.

Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.

Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.