Общение определение ребенок

Особенности общения ребенка

Общение определение ребенок
1. ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА 

В первом полугодии жизни ребенок взаимодействует с миром через взрослых, которые обеспечивают ему выживание (уход, кормление и т.д.).

Взрослый удовлетворяет основные потребности младенца, взаимодействуя с ним. Одновременно происходит общение ребенка и взрослого.

 В первый год жизни ведущей (основной, наиболее значимой для развития) деятельностью ребенка является эмоциональное общение со значимыми взрослыми, в первую очередь с мамой и папой. 

Уже с рождения ребенок предпочитает игрушкам социальные объекты.  Он дольше задерживает взгляд на лицах людей, нежели на игрушках. 

В первые месяцы жизни у ребенка формируется комплекс оживления. Комплекс оживления – это положительные эмоциональные проявления, которые возникают у младенца при виде знакомого человека, будь то мама или другой хорошо знакомый взрослый или ребенок.

Комплекс оживления появляется примерно на третьей-четвертой недели жизни ребенка. Ребенок, при виде знакомого лица замирает, сосредотачивается на объекте. Через несколько недель ребенок начинает еще более бурно реагировать на других людей: он улыбается, вокализирует, совершает движения ручками и ножками.

Комплекс оживления развивается примерно до 3-4 месяцев. 

О чем же свидетельствует комплекс оживления? Появление у младенца комплекса оживления свидетельствует о том, что у ребенка появляется и развивается потребность общаться со значимыми взрослыми. Комплекс оживления показывает, что у ребенка есть не только потребность общаться со взрослым, но также и то, что он сам проявляет  инициативу в общении. 

Отсутствие у ребенка комплекса оживления – тревожный фактор, свидетельствующий о недостатке общения ребенка со значимыми взрослыми. Так, известно, что у детей, растущих в домах малютки, комплекс оживления проявляется позднее и не так ярко, как у детей, которые достаточно общаются со взрослыми  и удовлетворяют собственную потребность в общении. 

Известный детский психолог М.И. Лисина называет общение ребенка в возрасте до шести месяцев со взрослых ситуативно-личностным общением. Это значит, что общение происходит в первую очередь с помощью таких средств общения как мимика, экспрессия. Эта форма общения важная для развития и эмоциональной, и интеллектуальной сферы ребенка.   

Рекомендации родителям.

Не нужно стараться всегда играть с ребенком в игрушки. Игрушка может присутствовать в игре, но она не должна всегда находится между родителем и ребенком.

Для ребенка гораздо важнее непосредственный контакт, непосредственное взаимодействие с родителями, а не опосредованное игрушками.

Разговаривайте с малышом, держите его за ручки, прикасайтесь к нему, играйте в простые игры («Ладушки», «Сорока» и т.д.). 

2. СТРАХ «ЧУЖОГО»

После появления комплекса оживления, эмоциональная сфера младенца активно развивается. Малыш тянется к взрослыми, радостно улыбается, что не может не радовать родителей.

 Важно, что ребенок почти одинаково положительно реагирует и на хорошо знакомых взрослых и на тех, кого видит достаточно редко или даже впервые.

Примерно до 7-8 месяцев младенец спокойно реагирует, если его берет на руки малознакомый человек. 

Примерно в 7-8 месяцев ситуация кардинально меняется. Появляется страх «чужого».

Если раньше ребенок на прогулке спокойно, с улыбкой реагировал на проявления симпатии посторонних людей, то неожиданно он начинает пугаться и реагировать плачем.

Ребенок уже не хочет идти на руки к бабушке, которая приезжает навестить его раз в месяц, однозначно предпочитая ей маму или бабушку, которая навещает его несколько раз в неделю и является хорошо знакомым, значимым взрослым. 

Что же произошло с малышом? Почему неожиданно он стал  совершенно другим?  Иногда взрослые беспокоятся, думают, что с малышом не все в порядке, что он стал «диким», необщительным.

В реальности, произошел важный этап в развитии ребенка. А именно, ребенок стал различать «своих» (хорошо знакомых) и   «чужих» (малознакомых).

Соответственно, ребенок начинает активно общаться с теми, кого хорошо знает и с опаской относится к малознакомым людям.   

Хорошо ли это? Нормально? Конечно, хорошо и совершенно нормально. Мы, взрослые, по-разному общаемся со знакомыми и малознакомыми людьми, не так ли? Именно этот процесс дифференциации на знакомых и незнакомых начинается и у ребенка. У ребенка сформировалась привязанность к тем, кого он хорошо знает. Естественно, он предпочитает общаться именно с этими людьми, опасаясь малознакомых. 

Также важно понимать, что взрослый, категоризируя других людей, учитывает свои знания об этом человеке. Так, для матери малыша, которая редко видит свекровь, она – безопасный объект. Потому что женщина знает, что свекровь – мать ее мужа.

И уже это знание – основа спокойствия при общении. Для малыша категоризация строится не на знании о безопасности или опасности человека, а на эмоциональной привязанности.

Именно поэтому, бабушка, которую малыш видит в третий раз в жизни для него не менее безопасна, чем человек на улице, которого он видит в первый раз. 

Рекомендации родителям.

Если ребенок отрицательно реагирует на малознакомого взрослого (плачет, хмурится), оградите ребенка от неприятного для него на данный момент общения. Вы можете взять ребенка на руки, увеличить дистанцию между ребенком и малознакомым человеком.

Если взрослый расстраивается от реакции малыша или настаивает на общении, объясните ему, почему ребенок так реагирует.

3. ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ранний возраст – это возраст до одного года до трех лет. В этом возрасте ведущая деятельность ребенка смещается с эмоционального общения на предметно-практическую деятельность. Следовательно, и общение ребенка со взрослыми меняется. Оно начинает осуществляться за счет предметно-практической деятельности. 

Ребенок в этот период предпочитает предметно-практическую деятельность. Он с огромным удовольствием перекладывает мелкие предметы из коробочки в коробочку, пересыпает крупу, переливает воду, откручивает крышку бутылки и снова закручивает, крутит разные ручки и т.д. Однако ребенок не готов всегда самостоятельно овладевать предметно-практической деятельностью.

Ему не менее важно общение со взрослым. Но если до этого ребенку было достаточно слышать голос взрослого, ощущать прикосновения его рук, то теперь ситуация меняется.  У ребенка появляется потребность не только в «чистом» общении, но и в общении, опосредованном предметно-практической деятельностью. Что это значит? Это значит, что ребенок хочет все делать вместе со взрослым.

После года ребенок всеми стремится постоянно быть рядом со взрослыми и при этом хочет быть включен во все дела взрослого. Он хочет мыть посуду, наливать чай, стирать, гладить белье, поливать цветы и т.д.

Именно поэтому ребенок обычно не может долго самостоятельно заниматься (лепить, рисовать, играть в игрушки), а вот вместе со взрослым он с удовольствием включается в разные виды деятельности. 

Бывает, что взрослые расценивают желание ребенка совместно со взрослыми заниматься разной деятельностью как несамостоятельность и стараются подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он занимался, играл самостоятельно. В реальности же ребенок начинает сотрудничать со взрослым. Это новый этап в его развитии, который важно поддержать. 

Рекомендации родителям.

Поддерживайте желание ребенка взаимодействовать  с вами. Занимайтесь вместе домашними делами, не старайтесь всеми силами научить ребенка занимать себя самому. Всему свое время. На данном этапе ребенку важно научиться сотрудничать, получить и принимать помощь. 
4. ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для ребенка младшего и среднего дошкольного (3-5 лет) возраста наиболее актуальным является общение со взрослым в контексте познавательной активности. 

В этом возрасте дети активно задают взрослым вопросы и ждут от взрослых ответа.

Если ребенок задает один и тот же вопрос несколько раз на протяжении какого-то промежутка времени или мучительно думает, какой же вопрос задать, это значит, что ему важно не только получить ответ (знание), но и ему важно пообщаться со взрослым (эмоциональная составляющая процесса общения). Нередко взрослые устают от многочисленных детских «почему» и уходят от общения. Они не отвечают на вопросы, просят ребенка помолчать или перенаправляют ребенка к другому взрослому. 

Очевидно, что прерывать познавательную активность ребенка некорректно.

Но что же делать взрослому, если он устал от того, что один и тот же вопрос задается ему несколько раз? Например, взрослый может спросить у ребенка, задавшего вопрос: «А ты как думаешь?».

Нередко ребенок начинает сам с энтузиазмом  отвечать на вопрос, который задал только что. Получается, что ребенку на самом деле важно именно общаться со взрослым, обсуждать какие-то важные для него вопросы. 

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети начинают обращать особое внимание на обратную связь, которую они получают от взрослых в процессе общения. А что такое обратная связь? Чаще всего оценка деятельности, оценка поступков ребенка.

Формирование самооценки ребенка происходит за счет того, что ребенок получает обратную связь от взрослого. Дети 3-5 лет достаточно чувствительно к оценке. Нередко, получив негативную оценку своей деятельности, они отказываются продолжать начатое.

Напротив, похвала действует на ребенка стимулирующее. 

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) у ребенка проявляется интерес к «чистому» общению, не опосредованному предметно-манипулятивной деятельностью или познанием. Общение становится для ребенка самоценностью. 

В старшем дошкольном возрасте ребенок активно социализируется, то есть, усваивает нормы и ценности окружающих его людей. В связи с этим, взрослые становятся для ребенка эталоном, объектом для подражания. Именно через общение со взрослыми ребенок узнает, как целесообразно вести себя в определенной ситуации. 

Рекомендации родителям.

Поддерживайте инициативу ребенка общаться. Именно в общении с родителями у ребенка формируются первые навыки общения. Не старайтесь перенаправить ребенка, который задал вам вопрос, на другого взрослого.

Не осуждайте ребенка («ты плохой»). Можно осудить поступок ребенка, но не его личность. Обращайте внимание на достижения ребенка, хвалите его и поощряйте. Это поможет формированию у ребенка  адекватной самооценки.

Источник: https://www.b17.ru/article/52576/

Общение детей дошкольного возраста

Общение определение ребенок

Людмила Кутепова
Общение детей дошкольного возраста

Определение общения необходимо, в первую очередь, потому, что сам термин широко употребляется в русской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно понимаемое, но научно не определенное значение. Такое определение требуется еще и потому, что в научной литературе смысл термина «общение» зависит от теоретических позиций исследователей, которые его употребляют. [5]

Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, И. С. Кон, психолингвистов (А. А.

Леонтьев, специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андреева, детской и возрастной психологии (В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский).

Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл.

Так, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М. С. Каган считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой.

Одни исследователи (Г. А. Балл, В. Н. Брановицкий, А. М.

Довгчлло) признают реальность взаимоотношений человека с машиной, в то время как другие полагают, что «разговор об общении с неодушевленными предметами (например, с ЭВМ) имеет только метафорический смысл».

Известно, что и за рубежом предложено множество дефиниций общения. Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А. А. Леонтьева сообщает, что только в англоязычной литературе уже к 1969 году было предложено 96 предложений понятия общения. [9]

Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания. [2]

Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Для общения характерно также то, что здесь каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело». [3] Обследование врачом пациента, находящегося в бессознательном состоянии, не общение.

Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. На эту особенность общения обращают внимание А. А. Бодалев, Е. О. Смирнова и другие психологи. На этом основании Б. Ф.

Ломов утверждает, что «общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты»,и чуть дальше: «Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект».

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Мы согласны со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие,но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации.

Акт общенияоценивается и анализируется по следующим компонентам: адресат – субъект общения, адресант – кому направлено сообщение; сообщение – передаваемое содержание; код – средства передачи сообщения, канал связи и результат – что достигнуто в итоге общения. [5]

Данный подход представлен в работах Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Г. М. Андреевой, Ю. А. Шерковина и других. Это системно-коммуникативно-информационный подход.

Другой распространенный подход к общению, рассматривая его как психологическую категорию, мы интерпретируем его как деятельность, и потому синонимом общения является для нас термин коммуникативная деятельность.

Следовательно, существует несколько подходов к пониманию общения. Наиболее целесообразно рассматривать общение как неразрывное единство общения и деятельности. [3]

Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них получили концепции С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н Леонтьева.

Выделяют следующие стороны общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Эти стороны общения проявляются одновременно.

Коммуникативная сторона проявляется в обмене информацией, интерактивная – в реализации взаимодействия партнеров общения при условии однозначного кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения, перцептивная – в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия. [5] Наиболее универсальное средство человеческого общения – язык и речь. Язык – это основная система, при помощи которой мы кодируем информацию, и является основным инструментом коммуникации. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самопознание личности. Язык существует и реализуется через речь.

В речевом общении имеют значение такие особенности,как:

Значение, смысл слов, фраз. Играют важную роль точность употребления слов, его выразительность, доступность, правильность произношения звуков, гибкость и выразительность интонации.

Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция голоса, тональность, ритм, тембр, интонация, дикция.

Выразительные качества голоса.

К неречевому воздействию относятся мимика, пантомимика, жесты, также расстояние, на котором общаются собеседники [24].

Монологическое общение предусматривает межличностное общение неравноправных, не обладающих равной активностью партнеров. Диалог, напротив, предполагает сопрягаемость и одновременность действий; сменяемость позиций воздействующего и отражающего, взаимную интеллектуально-волевую активность; обменный характер действий. [24]

Выделяется две разновидности монологического общения: императив и манипуляция.

Ролевое общение предполагает ту или иную форму регламентации содержания, средств общения; общение осуществляется с позиций соответствующих социальных ролей. Личностное общение возможно при знании личности партнера, умении предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение [24].

Ритуальное общение – чаще всего пролог к построению отношений,однако оно может выполнять и самостоятельные функции в жизни современного человека: укрепление психологической связи с группой, повышение самооценки, демонстрация своих установок и ценностей, то есть в ритуальном общении человек подтверждает свое существование в качестве члена общества той или иной важной группы. По своей сути оно ролевое. Отличительная особенность ритуальных отношений состоит в их безличности.

Диалогическое общение – это равноправное субъект субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению.

Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают не выраженное, косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственное, контактные, а тип общения их создающего – межличностным типом общения.

Таким образом, общение многолико; включает много форм, видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов.

Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение – важнейший фактор формирования личности, так же общение – это наилучший путь для того, чтобы познать себя.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/obschenie-detei-doshkolnogo-vozrasta-661177.html

Определение порядка общения с ребенком в 2019 году

Общение определение ребенок

Сегодня расскажу о том, как происходит определение порядка общения с ребенком.

Порядок общения с детьми отдельно проживающего родителя – один из наиболее сложных вопросов в семейном праве.

Почему? Потому что вопрос об установлении порядка общения с детьми, на мой взгляд, плохо и весьма поверхностно урегулирован в действующем семейном законодательстве РФ.

Важно помнить, что семейное законодательство РФ исходит из основополагающего принципа о том, что правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка, а не прав и обязанностей родителей.

Кстати, пока не забыл, рекомендую подписаться на мое сообщество , чтобы быть в курсе важных изменений и обновлений по данной теме. Также приглашаю вас подписаться на мою страницу в  Инстаграм.

В этой статье:

Порядок общения с детьми отдельно проживающего родителя. Нормативное регулирование

Определение порядка общения с ребенком необходимо в подавляющем большинстве случаев тогда, когда один из родителей проживает отдельно от ребенка и/или разведен со своей (теперь уже бывшей) второй половинкой.

В Семейном кодексе РФ есть простая до безобразия и одновременно неэффективная с точки зрения юридической техники статья 66, согласно пункту 1 которой

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Почему эти законодательные положения малоэффективны? Всё очень просто. Разводиться тактично, без эмоций и с уважением друг к другу супруги не умеют.

В абсолютном большинстве случаев в ситуации, когда на горизонте маячит развод, супруги продолжают заниматься выяснением отношений, вовлекая в это своих несовершеннолетних детей.

А уже после развода лишь немногие бывшие супруги уходят от соблазна отомстить своему бывшему супругу посредством манипулирования правом на общение с ребенком. В основном, конечно же, на практике сплошь и рядом ситуации, когда бывшая жена не дает отцу общаться с ребенком, дополнительно подает на алименты на содержание супруги и так далее, список можно продолжать до бесконечности.

И что? Пойдете к бывшей жене с Семейным кодексом РФ в руках и покажете статью 66 Семейного кодекса РФ?

Уверяю Вас, волшебства не произойдет, а свое право на общение с ребенком вам придется обосновывать и защищать в суде.

Вот поэтому-то статья 66 Семейного кодекса РФ в ситуации досудебного урегулирования спора абсолютно неэффективна, потому что до тех пор, пока график общения с ребенком вам не установлен в судебном порядке, статья 66 Семейного кодекса РФ — не более чем пустая декларация, ни к чему не обязывающая вашу бывшую супругу.

Установление порядка общения с ребенком – это способ определения, как будет происходить общение ребенка и родителя, не проживающего с ним совместно. Определение порядка общения с ребенком всегда производно от определения места жительства ребенка.

То есть, первоначально супругами самостоятельно, по взаимному согласию или (при недостижении согласия) в судебном порядке должно быть определено, с кем из родителей останется проживать ребенок после развода (или разрыва отношений) родителей.

В подавляющем большинстве случаев ребенок остается проживать с матерью. Только после того, как вопрос, с кем из родителей остается проживать ребенок, будет урегулирован, возможно будет определить порядок общения отца с ребенком.

Необходимо помнить, что ребенок имеет право на общение с каждым из своих родителей.

Порядок общения отца с ребенком после развода бывшие супруги могут определить самостоятельно, не обращаясь в суд. Это можно сделать, заключив письменное соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, который не живет с ребенком. Об этом более подробно я расскажу в следующем разделе своей статьи.

Если же порядок общения с ребенком после развода не удалось решить путем оформления соглашения, то определением порядка общения с ребенком будет заниматься суд.

Как указывают сами судьи

Причиной обращения в суд с данными исками в основном является наличие конфликтных отношений между родственниками ребенка, что влекло невозможность самостоятельного достижения соглашения между ними по данному вопросу. (См.напр.

Обобщение о практике рассмотрения районными судами Ростовской области гражданских дел, связанных с воспитанием несовершеннолетних детей)

Определение судом порядка общения с ребенком происходит либо на основании заключенного между родителями ребенка письменного соглашения или на основании поданного искового заявления.

Завершая вводную часть своей статьи, подытожу. Порядок общения с ребенком регулируется в настоящее время в статье 66 Семейного кодекса РФ. Вот её полное содержание:

1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.
Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

2. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.

3. При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и законодательством об исполнительном производстве.

При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

4.

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

Помимо этого имеется еще Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», которое разъясняет вопросы разрешения споров связанных с определением порядка общения с детьми родителем, проживающим отдельно.

Более подробно также изучим его далее в этой статье.

Соглашение об определении порядка общения с ребенком

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Семейного кодекса РФ

Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Конечно, договориться о порядке общения с ребенком родители могут и в устной форме, но это не исключает того, что через некоторое время у родителей могут возникнуть те или иные разногласия, затрагивающие порядок общения с ребенком.

Поэтому, в любом случае, соглашение об определении порядка общения с ребенком предпочтительнее, чем его отсутствие или чем какие-то устные договоренности бывших супругов.

Только в этом случае родители обдуманно подойдут к установлению порядка общения с ребенком. К тому же, автор статьи: Евгений Волков, https://evgeniyvolkov.ru наличие соглашения о порядке общения с ребенком позволит избежать некоторых недопониманий и неясностей.

Семейный кодекс РФ не содержит каких-либо требований относительно того, что и как нужно расписать в соглашении о порядке общения с ребенком.

Это значит, что соглашение об определении порядка общения с ребенком может содержать любые условия, определяющие порядок общения с детьми отдельно проживающего родителя, но, при этом, оно не может противоречить интересам несовершеннолетнего ребенка и требованиям действующего законодательства.

Соглашение о порядке общения с ребенком имеет определенную структуру. Помимо стандартных требований, предъявляемых к письменным соглашениям (наименования и подписи сторон, сведения о дате и месте заключения и т.д..), в соглашении о порядке общения с ребенком следует указать нижеследующую информацию:

— данные о несовершеннолетнем, в отношении которого определяется порядок общения ребенка с родителем, его фамилия, имя, отчество, место рождения, дата рождения, номер и серия свидетельства о рождении или паспорта;

— информация о том, с кем из родителей ребенок проживает постоянно, а также информация о конкретном адресе его места жительства;

— как будет проходить общение — наедине или в присутствии другого родителя?

— периодичность и продолжительность общения с ребенком родителя, проживающего от него отдельно;

— где будет проходить общение? Место общения ребенка и родителя может зависеть от состояния здоровья ребенка, его возраста, от желания самого ребенка и ряда других факторов.

— в какое время будет проходить общение с ребенком;

— права и обязанности сторон (например, обязанность матери извещать отца об изменении места жительства ребенка, обязанность отца ребенка обеспечить досуг в течение всего срока пребывания ребенка с ним и т.п. – то есть, можно прописать всё, что, по мнению родителей ребенка, является важным;

— срок действия соглашения о порядке общения с ребенком и порядок его пролонгации или изменения. Дело в том, что ребенок растет, и условия, которые были достигнуты первоначально при заключении соглашения об определении порядка общения с ребенком, в какой-то момент времени перестанут устраивать одного из родителей.

Согласитесь, порядок общения отца ребенка с 2 летним малышом и 8 летним ребенком будет отличаться.

При желании, родители ребенка могут оформить нотариальное соглашение о порядке общения с ребенком. Вместе с тем, семейным законодательством не предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение соглашения об определении порядка общения с ребенком.

Ниже предлагаю вам образец соглашения о порядке общения с ребенком. В то время как некоторые юристы предлагают свои услуги в составлении подобного рода соглашений, я предоставляю вам образец соглашения о порядке общения с ребенком совершенно бесплатно. Пользуйтесь.

СОГЛАШЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ РОДИТЕЛЕМ,

ПРОЖИВАЮЩИМ ОТДЕЛЬНО ОТ РЕБЕНКА

г. Москва                                                                                                                               15 декабря 2018 года

Мы, Карпова Анна Тимофеевна, паспорт 00 00 000000, зарегистрированная по адресу: 000000 г. Москва, ул. Первая, дом 01, корп.01, квартира 01, с одной стороны, далее именуемая «Мать», и Гордеев Виталий Андреевич, паспорт 22 22 222222, зарегистрированный по адресу: 222222 г. Москва, ул. Вторая, дом 02, корп.02, квартира 02 с другой стороны, далее именуемый «Отец», с другой стороны,

Источник: https://evgeniyvolkov.ru/opredelenie-poryadka-obshheniya-s-rebenkom-kak-sklonit-sud-na-svoyu-storonu.html

Формирование личности ребенка в общении

Общение определение ребенок

Основное внимание в книге сосредоточено на изложении разработанного нами представления о возникновении общения с окружающими людьми и о его развитии в последующие 7 лет жизни ребенка.

Но прежде чем приступить к рассмотрению генезиса общения, необходимо хотя бы коротко сообщить читателю, какой смысл мы вкладываем в термин «общение».

Определение общения необходимо, в первую очередь, потому, что сам термин широко употребляется в русской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно понимаемое, но научно не определенное значение.

Такое определение требуется еще и потому, что в научной литературе смысл термина «общение» зависит от теоретических позиций исследователей, которые его употребляют. Вот почему эту главу мы посвящаем краткому рассмотрению вопроса о том, что такое общение.

Определение общения

Во введении к книге мы уже отметили тот факт, что сфера общения в последние два–три десятилетия привлекла пристальное внимание исследователей. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, 1971; И. С.

Кон, 1971, 1978), психолингвистов (А. А. Леонтьев, 1979а, б), специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев, 1966; Г. М. Андреева, 1980), детской и возрастной психологии (B. C. Мухина, 1975; Я. Л. Коломинский). Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл. Так, Н. М. Щелованов и Н. М.

Аксарина (Воспитание детей…, 1955) называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М. С. Каган (1974) считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой. Одни исследователи (Балл Г. А., Брановицкий В. Н., Довгялло A. M.

// Мышление и общение, 1973) признают реальность взаимоотношений человека с машиной, в то время как другие полагают, что «разговор об общении с неодушевленными предметами (например, с ЭВМ) имеет только метафорический смысл» (Б. Ф. Ломов // Проблема общения…, 1981. С. 8). Известно, что и за рубежом предложено множество дефиниций общения.

Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А. А. Леонтьев (1973) сообщает, что только в англоязычной литературе уже к 1969 г. было предложено 96 определений понятия общения.

И все же неизбежно каждый, начиная писать об этом феномене, дает еще одно, свое определение общения. Даем такое определение и мы.

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Мы согласны со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах (К. Обуховский, 1972; А. А. Леонтьев, 1979а; К. А. Абульханова–Славская // Проблема общения…, 1981).

Помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной характеристикой его служит для нас то, что каждый его участник активен, то есть выступает как субъект.

Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, а также в том, что партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них.

Когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга.

Поэтому мы не относим к общению случаи односторонней активности: когда, например, лектор обращается по радио к невидимой ему аудитории или учитель дает урок по телевидению, а не в классе. Значение указанной особенности общения подчеркивают Т. В. Драгунова (Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков, 1967) и Я. Л. Коломинский (1976).

Для общения характерно также то, что здесь каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело». Обследование врачом пациента, находящегося в бессознательном состоянии, не общение. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. На эту особенность общения обращают внимание А. А.

Бодалев (1965), Е. О. Смирнова (Мышление и общение, 1973) и другие психологи. На этом основании Б. Ф. Ломов утверждает, что «общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты» (Проблема общения…, 1981. С.

8), и чуть дальше: «Для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из которых выступает именно как субъект» (там же).

Мы хотели бы подчеркнуть, что перечисленные выше особенности общения неразрывно связаны друг с другом. Абсолютизация взаимодействия в отрыве от других черт общения приводит к интеракционистской позиции, которая резко обедняет представление об общении.

При чрезмерном акценте на обмене информацией как сути общения последнее превращается в коммуникацию – явление, также намного более узкое, чем общение. Напомним, что К.

Маркс, говоря о феноменах общения, употреблял не английское слово communication – «коммуникация», а немецкое Verkehr – термин, который в гораздо большей степени схватывает связь общения с отношениями в человеческом обществе (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 19).[2]

И наконец, отождествление общения с отношениями, в особенности со взаимоотношениями, также искажает рассматриваемый термин; четкое отделение его от понятия «взаимоотношения» имеет важное принципиальное и методическое значение (Я. Л. Коломинский, 1981). К последнему вопросу мы еще вернемся при рассмотрении продуктов общения.

Итак, в ходе общения люди адресуются друг к другу в расчете получить отзвук, ответ. Это позволяет легко отделить акты общения от всех других действий. Если ребенок, слушая Вас, глядит Вам в лицо и, улыбаясь в ответ на Ваши ласковые слова, устремляет взгляд в Ваши глаза – можете быть уверены, что Вы общаетесь.

Но вот ребенок, привлеченный шумом в соседней комнате, отвернулся или наклонил голову, заинтересованно рассматривая жука в траве, – и общение прервалось: его сменила познавательная деятельность ребенка. Общение может быть выделено из других видов активности человека в отдельный эпизод.

Так бывает, например, когда люди сосредоточенно обсуждают свои отношения, высказывают друг другу мнения о своих или чьих–то поступках, действиях. У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой, с исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и перемежается с ними.

Ребенок то занят своим партнером (взрослым, ровесником), то переключается на другие дела. Но даже краткие моменты общения – это целостная активность, имеющая у детей своеобразную форму существования, поэтому как предмет психологического анализа общения представляют собою известную абстракцию.

Общение не сводится полностью к сумме наблюдаемых разрозненных контактов ребенка с окружающими людьми, хотя именно в них оно проявляется и на их основе конструируется в объект научного изучения.

Источник: https://bookap.info/genpsy/lisina_formirovanie_lichnosti_rebenka_v_obshchenii/gl3.shtm

Занятие с детьми на тему:

Общение определение ребенок

ОБЩЕНИЕ

Понятие: Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информаций познавательного или оценочного характера.

Задачи: обсудить признаки плохого и хорошего умения слушать; отработать умение хорошо слушать; продемонстрировать ученикам необходимость гибкости в общении.

карточки с ключевым словом; журнальные иллюстрации, рисунки, фотографии разговаривающих людей.

Словарь: общение – это процесс, с помощью которого один человек (посылающий сообщение) что-то сообщает другому (получающему сообщение) с намерением получить ответ или передать информацию; вербальное общение – включает слова, которые мы произносим, и тон нашего голоса; невербальное общение – это язык тела: выражение лица, позы, жесты; эффективное общение – предполагает, что посылающий и получатель сообщения интерпретируют его одинаково.

Ход занятия

Вводное упражнение «Аборигены».

Упражнение проводится по принципу детской игры «Испорченный телефон». Участвует 5–6 человек. Первому дается информация: «Аборигены островов Малайзии, отправляясь утром на охоту, заламывают ветки кустарника, полагая, что эти действия задержат солнце на небе и им удастся вернуться засветло».

Первый передает данную информацию второму, второй – третьему и т. д. Все остальные играют роль арбитров.

Их задача – оценить, кто из участников упражнения наиболее точно передал информацию, на каком участнике произошел сбой в передаваемой информации.

После того как последний участник воспроизвел услышанное, ведущий предлагает прослушать первоначальный вариант заданной информации, а арбитрам – оценить участников.

Вывод. Умеем слышать, а не слушать!

Рекомендации. Обсудите с учащимися высказывание: «Бог дал человеку два уха – и только один рот для того, чтобы человек слышал вдвое больше того, что говорит» (Эпиктесус Стоик, две тысячи лет тому назад).

Учитель. Люди преимущественно социальные существа и большую часть времени проводят вместе. Поэтому важно научиться ладить с людьми и уметь себя вести в различных ситуациях. Некоторые социальные навыки особенно помогают людям эффективно общаться.

Один из основных навыков общения – это умение слушать собеседника.

Упражнение «Портрет человека слушающего».

Учитель делит класс на малые группы по 2–5 человек и раздает по 5–6 картинок с изображением разговаривающих людей на группу.

Задание. Обсудите, как выглядят слушающие люди и как их поза, жесты, мимика отражают интерес к собеседнику.

Попросите учеников с помощью поз, жестов, мимики изобразить, как они слушают друг друга, учителя, родителей.

Обсудите, как выглядят люди, которые не хотят слушать собеседника.

Учитель подводит итог, записав на доске признаки плохого и хорошего умения слушать.

Рекомендации.

Признаки плохого умения слушать:

  • прерывание, перебивание;

  • занятие посторонними делами;

  • взгляды на часы, в сторону, зевание и т. д.;

  • переход к рассказу о собственных делах;

  • возражения, до того как собеседник изложил все до конца.

Умение хорошо слушать включает 3 этапа:

  • услышать;

  • понять;

  • повторить.

Упражнение «Тройки».

Учитель делит учащихся на малые группы по три человека. Распределяет роли: один учащийся из группы играет роль говорящего, другой – слушающего, третий – наблюдающего за первыми двумя.

Учитель раздает каждой группе по 4–6 карточек с ключевыми словами. (Карточки готовятся заранее, на каждой из них пишется по одному слову на любую из тем: телевидение, животные, домашняя работа, спорт, еда и др.) У каждой группы могут быть одинаковые темы.

Задание группе.

Говорящий берет карточку и рассказывает, например, о каком-то событии. Ему необходимо сказать хотя бы одно предложение по теме. Слушающий запоминает услышанное, чтобы повторить предложение. Наблюдающий решает, насколько верно по смыслу слушатель повторил предложение.

Затем по сигналу учителя члены тройки меняются ролями дважды, для того чтобы каждый из учеников побыл в роли говорящего, слушающего и наблюдающего.

Упражнение «Приглашение и отказ».

Для упражнения необходимо приготовить два чистых листа бумаги.

1-й этап упражнения.

Учитель просит учеников записать на одном листе бумаги формулировку возможного отказа на предложение поиграть.

Затем просит загнуть часть листа с ответом и отдать соседу слева, для того чтобы он добавил другой способ отказа на том листе, который только что получил.

Далее по кругу каждый записывает свой вариант отказа.

Учитель просит нескольких учащихся зачитать вслух отказы, которые написаны у них на листе.

Рекомендации.

Обсудите с учащимися, как бы они почувствовали себя, если один или несколько таких отказов были бы сказаны им.

2-й этап упражнения.

Учитель просит учеников записать на втором листе бумаги один из способов приглашения кого-нибудь поиграть.

Затем просит загнуть часть листа с ответом и отдать соседу слева, для того чтобы он добавил другой способ приглашения на том листе, который только что получил.

Далее по кругу каждый записывает свой вариант приглашения.

Учитель просит нескольких учащихся прочитать вслух, что у них в итоге получилось.

Рекомендации.

Обсудите с учащимися следующие вопросы:

  • Как приглашение произносится? Тепло? Дружелюбно?

  • Какой при этом голос? Громкий? Мягкий?

  • Какие слова подбираются?

  • Если бы люди говорили так с вами, что бы вы чувствовали?

Перед началом следующего упражнения учитель зачитывает притчу «Посещение глухим больного соседа».

ПОСЕЩЕНИЕ ГЛУХИМ БОЛЬНОГО СОСЕДА

«Зазнался ты! – глухому говорят. –

Сосед твой болен много дней подряд!»

Глухой подумал: «Глух я! Как пойму

Болящего? Что я скажу ему?

Нет выхода… Не знаю, как и быть,

Но я его обязан навестить.

Пусть я глухой, но сведущ и неглуп;

Его пойму я по движенью губ.

«Как здравие?» – спрошу его сперва.

«Мне лучше!» – воспоследуют слова.

«И слава богу! – я скажу в ответ. –

Что ел ты?» Молвит: «Кашу иль шербет».

Скажу: «Ешь пищу эту! Польза в ней!

А кто к тебе приходит из врачей?»

Тут он врача мне имя назовет.

Скажу: «Благословляй его приход!

Как за тебя я радуюсь, мой друг!

Сей лекарь уврачует твой недуг».

Так подготовив дома разговор,

Глухой пришел к болящему во двор.

С улыбкой он шагнул к нему в жилье,

Спросил: «Ну, друг, как здравие твоё?»

«Я умираю…» – простонал больной.

«И слава богу!» – отвечал глухой.

Похолодел больной от этих слов,

Сказал: «Он – худший из моих врагов!»

Глухой движенье губ его следил,

По-своему всё понял и спросил:

«Что кушал ты?» Больной ответил: «Яд!»

«Полезно это! Ешь побольше, брат!

Ну расскажи мне о твоих врачах».

«Уйди, мучитель, – Азраил в дверях!»

Глухой воскликнул: «Радуйся, мой друг!

Сей лекарь уврачует твой недуг!»

Ушел глухой и весело сказал:

«Его я добрым словом поддержал.

От умиленья плакал человек:

Он будет благодарен мне весь век».

Больной сказал: «Он мой смертельный враг,

В его душе бездонный адский мрак!»

Вот как обрел душевный мир глухой,

Уверенный, что долг исполнил свой.

Джалаладдин Руми

Упражнение«Интервью».

Предварительно готовится список тем для интервью:

  • Мое домашнее животное.

  • Праздник в школе.

  • Каникулы.

  • Хобби.

Учитель разбивает учеников на пары и просит их индивидуально подготовить вопросы для интервью по выбранной теме.

Учащиеся ставятся в известность, что можно задавать как заготовленные, так и возникающие непосредственно во время интервью вопросы.

Затем в парах ученики берут интервью друг у друга по очереди.

Классная дискуссия по вопросам:

– Были ли все приготовленные вопросы использованы без изменений? Почему?

– Важно ли проводить гибкое интервью, а не следовать только заранее заготовленным вопросам? Почему?

Источник: https://infourok.ru/zanyatie-s-detmi-na-temu-obschenie-3051530.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.