Дети сироты законодательство

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

Дети сироты законодательство
Принят Государственной Думой 17 июля 2018 годаОдобрен Советом Федерации 24 июля 2018 года

Внести в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2004, N 35, ст. 3607; 2012, N 10, ст. 1163; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:

1) в пункте 1:

а) абзац второй после слов “в абзаце первом настоящего пункта,” дополнить словами “по их заявлению в письменной форме”;

б) в абзаце третьем слова “учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях” заменить словами “медицинских организациях и иных организациях”, после слов “профессионального образования,” дополнить словами “профессионального обучения,”;

2) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

“2.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

3.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.”;

3) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

“31. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.”;

4) подпункт 2 пункта 4 изложить в следующей редакции:

“2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;”;

5) пункт 6 изложить в следующей редакции:

“6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.”;

6) пункт 7 дополнить предложением следующего содержания: “Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме.”.

Статья 2

Пункт 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст.

17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст.

6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727, 6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст.

4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст.

5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87; N 7, ст. 972, 975; N 17, ст. 2425; N 24, ст.

3414) дополнить подпунктом 143 следующего содержания:

“143) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;”.

Статья 3

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2012, N 10, ст. 1163; N 31, ст. 4322; 2018, N 1, ст. 72) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 72 дополнить предложением следующего содержания: “В случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетним (несовершеннолетними) и гражданами, лишенными в отношении этих несовершеннолетних родительских прав, иными совместно проживающими с несовершеннолетним (несовершеннолетними) лицами, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних.”;

2) в статье 90:

а) слова “Если наниматель” заменить словами “1. Если наниматель”;

б) дополнить частью 2 следующего содержания:

“2.

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выселение этих граждан в судебном порядке по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора в другое жилое помещение по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.”;

3) часть 2 статьи 91 изложить в следующей редакции:

“2.

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, такие граждане по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.”;

4) в статье 101:

а) часть 3 после слов “3. Договор найма специализированного жилого помещения” дополнить словами “, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 981 настоящего Кодекса,”;

б) дополнить частью 4 следующего содержания:

“4.

Договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае:

1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг;

2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;

3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

4) использования жилого помещения не по назначению.”;

5) часть 5 статьи 103 изложить в следующей редакции:

“5.

При расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.”;

6) статью 1091 дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:

“3. В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.

4.

В случае смерти лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.”.

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст. 51; 2016, N 27, ст. 4253, 4298; 2018, N 1, ст. 88) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 83 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

“11) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.”;

2) часть 2 статьи 831 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

“7) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.”.

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Источник: https://rg.ru/2018/08/01/sirot-dok.html

Что государство обязано предоставить сироте?

Дети сироты законодательство
Ирина Васильевна Васильева, Юридический проект для родителей “Мама Знает”

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, отнесены к категории детей-сирот.  А лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель – относятся к категории лица из числа детей-сирот.

В соответствии с указанным Законом за счёт государства дети-сироты и лица из их числа имеют право на:

1. Обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счёт бюджетных средств (пункт 1 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

2. Получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения за счёт бюджетных средств.

На однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счёт бюджетных средств.

За сиротами и лицами из их числа, которые прошли профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, сохраняется право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счёт бюджетных средств (пункт 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

3.

При очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам наряду с полным государственным обеспечением выплачивается социальная стипендия, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей (пункт 4 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

4.

Оказывается бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, а также осуществляется их направление на лечение за пределы территории Российской федерации за счёт бюджетных средств (пункт 1 статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

5. Предоставляются путёвки в санаторно-курортные организации (при наличии медицинских показаний), с оплатой проезда к месту лечения (отдыха) и обратно. Путёвки в летние детские лагеря предоставляются в первоочередном порядке (пункт 2 статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

6. В случае отсутствия жилого помещения (по договору социального найма или же в собственности), по достижении 18 лет либо приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия, бесплатно предоставляется благоустроенное жилое помещение (статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

7. Центры занятости населения обязаны оказывать содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, профессиональном обучении (пункт 1 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

На региональном уровне каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно устанавливаются дополнительные льготы для детей потерявших кормильца (одного или двух родителей).

Такие как:

  • бесплатное 2-х разовое питание в школах;
  • бесплатный проезд на общественном транспорте;
  • бесплатное посещение культурных объектов;
  • бесплатный отпуск детского питания на молочных кухнях и др.

Для уточнения перечня региональных льгот необходимо обратиться в органы социальной защиты населения по месту проживания.

Рекомендуем также к прочтению статью “Малоимущие/малообеспеченные имеют право на воспользоваться услугами адвоката бесплатно”

ЕСЛИ НАШ МАТЕРИАЛ БЫЛ ВАМ ИНТЕРЕСЕН, ОЦЕНИТЕ ЕГО, НАЖАВ ПАЛЕЦ ВВЕРХ!!!

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!

Насайтемы подобрали для вас топ-подборок, которые могут пригодиться каждой семье. Там же бесплатно можно скачать образцы жалоб и заявлений в суд, прокуратуру и контролирующие органы (список постоянно обновляется)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/mamaznaet/chto-gosudarstvo-obiazano-predostavit-sirote-5dcc59e52978bf375cfa831d

Права детей, оставшихся без попечения родителей

Дети сироты законодательство

31.05.2019

Семейным кодексом закреплена обязанность родителей (в том числе, проживающих отдельно) принимать полноценное участие в жизни, воспитании и денежном содержании ребенка. Но на кого переходят эти обязательства, если ребенок — сирота или лишен попечения родителей. В таком случае обеспечением прав сирот занимаются назначенные опекуны/попечители и государство.

Кто такие сироты

Закон РФ о правах детей-сирот определяет, кто будет относиться к этой категории лиц. Так, принято различать две формы льготников этой сферы:

  • дети-сироты, то есть лица, родители (единственный родитель) которых умер или признан умершим в судебном порядке;
  • ребенок, оставшийся без попечения родителей (ситуации, когда родитель жив, но не может или не хочет участвовать в жизни своих детей).

Лишение родительской опеки происходит на следующих основаниях:

  • вступление в законную силу судебного решения о признании родителя безвестно пропавшим;
  • лишение родительских прав (допускается восстановление материнства/отцовства в будущем);
  • недееспособность родителя или наличие заболевания, не позволяющего полноценно участвовать в жизни ребенка;
  • добровольный отказ матери/отца от своих родительских прав;
  • в отношении родителя ведется досудебное разбирательство по уголовному делу;
  • мать/отец находятся в местах лишения свободы за совершение умышленного преступления.

Статья 155.3 Семейного кодекса РФ «Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Кроме государственных преференций, льготники могут рассчитывать на региональные привилегии, действующие в рамках конкретного субъекта Федерации.

Образовательные

Права в сфере образования детей-сирот включают следующие виды социальной поддержки:

  • бесплатное обучение на всех уровнях, но только в государственных учреждениях (компенсация затрат осуществляется из государственного бюджета);
  • посещение специальных курсов подготовки для вступления в высшие учебные заведения на безвозмездной основе;
  • предоставление академического отпуска с сохранением полноценной стипендии (но только если основанием получения академического отпуска стали медицинские показания, в том числе, беременность);
  • полная компенсация затрат на проезд к месту учебы и обратно (только в отношении поездок в другой город);
  • ежегодная поддержка в размере трех стипендий, которая должна быть потрачена на покупку спортивной формы, приобретение канцелярских приборов, книжек;
  • бесплатное питание во всех учебных заведениях.

Медицинские

Неимущественные права ребенка, лишенного опеки родителей, и детей-сирот включает:

  • бесплатное посещение специалистов государственных больниц;
  • получение медикаментов бесплатно или по скидкам (в зависимости от категории препарата и действующих правил на момент его приобретения);
  • предоставление бесплатных путевок в санатории и на оздоровительные курорты, если для этого есть медицинские показания, подтвержденные справкой лечащего врача (дополнительно компенсируется стоимость проезда до места оздоровления и обратно).

Читать так же:  Порядок установления отцовства

Трудовые

Перед первым трудоустройством льготнику необходимо обратиться в территориальное отделение службы занятости с целью постановки на учет по безработице. Это позволяет:

  • заручиться помощью специалистов в поиске работы;
  • поступить на бесплатные курсы смены квалификации;
  • стать обладателем ежемесячных выплат, равных размеру регионального прожиточного минимума на период поиска места работы (но не дольше шести месяцев).

Жилищные

Имущественные права детей-сирот включают преференции, направленные на улучшение жилищных условий. Так, за каждым ребенком, который передан на попечение государства, закрепляется квартира (порядок и очередность распределения недвижимости зависит от возможностей регионального бюджета и муниципального жилищного фонда).

После выпуска из интернета по достижению совершеннолетия, человек имеет право заселиться в квартиру и полноценно использовать ее по целевому назначению. Еще после пяти лет удастся заключить с муниципалитетом договор социальной аренды, расширяющий полномочия жильцов. Дополнительно через время удастся приватизировать жилье.

Помощь детям, оставшимся без попечения родителей

Приобретение статуса ребенка, лишенного родительской опеки, обусловлено следующими юридическими последствиями:

  • человек получает право на дополнительные социальные льготы;
  • возможность защиты личных интересов от неправомерных действий матери/отца;
  • исключение претензий в будущем на получение алиментов с ребенка.

Инициировать получение статуса льготника могут сами дети, близкие родственники детей, представители образовательных/медицинских учреждений, в которых временно содержатся дети, органы опеки и попечительства, а также прокурор.

Льготы и пособия

Права несовершеннолетних сирот в РФ тщательно защищаются законодательством. Но для получения доступа к социальным преференциям необходимо подтвердить льготный статус и основания для получения дополнительной поддержки. Для этого необходимо выполнить следующие шаги:

  • сбор подтверждающих документов;
  • обращение в Пенсионный фонд с целью получения денежных выплат;
  • подача документов в органы социальной защиты, если необходимо получение привилегий в материальном виде.

Порядок оказания поддержки зависит от возраста льготника, состояния здоровья и занятости, а также от присвоенного статуса сироты или ребенка, лишенного родительского попечения.

Правила предоставления пособия:

  • если родитель погиб, но на момент своей смерти накопил необходимый минимальный трудовой стаж, то льготник сможет получать комплексное ежемесячное обеспечение, состоящее из пенсии и дополнительных социальных надбавок;
  • при отсутствии у умершего родителя трудового стажа, ребенок сможет рассчитывать на пенсию по утрате кормильца;
  • граничный срок предоставления денежных выплат — совершеннолетие, но этот период может продлеваться до 23 лет, если несовершеннолетний продолжает обучение на очной форме или проходит службу в армии по призыву.

Социальная поддержка

Обеспечение социальных прав детей-сирот происходит по двум направлениям:

  1. Оказание нематериальной поддержки, которая заключается в гарантии образовательных преференций (внеочередной прием в ряды студентов, бесплатное питание), гарантии права на полноценное трудоустройство или бесплатное медицинское обслуживание. То есть это список привилегий, которые не исчисляются денежным эквивалентом;
  2. Материальные преференции, включающие денежные пособия, предоставление жилья и земельных участков, а также скидок и отмены некоторых категорий выплат.

Читать так же:  ​​Выписать несовершеннолетнего ребенка из квартиры

Задача льгот — гарантировать справедливый доступ ко всем сферам социальной жизни, гарантируя получение образования. Возможность поиска работы, личностного развития с целью формирования в будущем полноценной ячейки общества.

Устройство детей без родителей

Социальные преференции — это хорошо, но они не гарантируют защиту главного права несовершеннолетнего ребенка — на воспитание в полной семье. Поэтому законодательством установлены способы устройства детей в семьи, а также порядок назначения ответственных лиц, временно заменяющих родителей. Задача таких мероприятий:

  • определение лиц, которые смогут защищать интересы несовершеннолетнего ребенка в юридических сделках;
  • установление человека, который будет принимать участие в воспитании детей, оказывая моральную поддержку, помощь, что влияет на психологическое и эмоциональное развитие детей;
  • назначение дееспособных людей, контролирующих полноценное получение государственных социальных пособий и льгот ребенком.

Проводится защита детей от противоправных воздействий.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения

Законодательством установлено несколько форм устройства сирот. А именно:

  • опека;
  • попечительство;
  • передача в приемную семью;
  • усыновление.

Особенности реализации каждой формы

ФормаНюансы
ПопечительствоРебенок, достигший возраста 14 лет, может самостоятельно инициировать участие в юридических сделках, но обязательно письменное согласие родителей, подтверждающих соблюдение интересов и прав несовершеннолетнего. За неимением матери и отца, в отношении ребенка назначается попечитель. В качестве попечителя может быть назначен близкий родственник или посторонний человек, который достиг возраста 18 лет и обладает полной дееспособностью. Дополнительно человек должен иметь недвижимость (допускается использование недвижимости на основании договора социального найма), где можно поселить подопечного
ОпекаЗадача опекуна — юридическая защита интересов детей, представительство ребенка в юридических сделках и разбирательствах. Чтобы кандидатура лица была рассмотрена на роль опекуна, необходимо подтвердить наличие следующих признаков:

  • старше 18 лет;
  • полная дееспособность;
  • наличие собственного жилья, площадь которого позволяет дополнительно подселить ребенка;
  • отсутствие медицинских противопоказаний;
  • ранее не было случаев ограничения или лишения родительских прав опекуна.

Опекуны назначаются только в отношении детей младше 14 лет, то есть таковых, которые не могут самостоятельно инициировать участие в юридической сделке

Приемная семьяЭто может быть отдельное лицо или супружеская пара (в том числе с детьми), желающая принять на воспитание несовершеннолетнего ребенка и, готовая заботиться о нем, как о родном. Осуществление деятельности происходит на основании подписанного договора, в котором подробно расписываются права и обязанности участников, а также меры ответственности приемных родителей
УсыновлениеУсыновление — способ приобретения юридического родства между детьми и взрослыми, которые не связаны кровными узами. После завершения процедуры усыновления участники получают взаимные права и обязанности, такие как между биологическими родственниками. Усыновителем может выступать близкий родственник или посторонний человек, который прошел все стадии проверок, в также обратился в суд с целью удовлетворения усыновления. Только после вступления в законную силу решения суда усыновление считается завершенным. Допускается отказ родителя от материнства/отцовства в пользу человека, готового усыновить/удочерить ребенка.

Как защитить права сирот

Гарантия прав детей-сирот, а также защита интересов несовершеннолетнего ребенка — обязанность органов опеки и попечительства. Свои обязательства попечительский совет исполняет путем определения формы устройства ребенка, поиском подходящей семьи (отдельного опекуна), контроля надлежащего исполнения опекунских обязательств.

Ребенок, в отношении которого не назначен опекун (попечитель), передается на временное содержание в специализированные государственные организации. К ним относятся приюты, интернаты, детские дома.

Конечно, полноценно уделять внимание ребенку работники таких организаций не могут, в силу большого количества детей, но так дети получают образование, нормальное питание, одежду, предметы быта и, что самое главное, социальное общение.

Заключение

Согласно статистическим данным, ежегодно на территории России усыновляется только ¼ доля детей, оказавшихся без попечения родителей. Преимущественно, малыши в возрасте до пяти лет. Но, как показывает практика, ребенок, которому пришлось расти без родителя, гораздо больше ценит семью и становится ответственным отцом/матерью своему ребенку.

Источник: https://zakonoved.su/prava-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej-zakonodatelnaya-baza.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.