Брачно семейное и наследственное право

Брачно-семейное и наследственное право

Брачно семейное и наследственное право

Римская семья данного периода была патриархальна. От отца зависело, сохранить ли жизнь новорожденному, ибо он мог быть убит по причине уродства. Мог продавать детей в рабство. Сыновья становились самостоятельными в случае смерти отца (после Зх кратной продажи их отцом в рабство).

Брачные союзы заключались по воле родителей, а законы ограничивали эту волю 3-мя условиями:

• Достижение брачного возраста (Ж-12 лет, М-14 лет)

• Принадлежность жениха и невесты патрицианским родам(до 44 г до н.э.)

• Отсутствие близкого кровного родства.

Характерной чертой классической эпохи является прогрессирующие разложение патриархальной семьи. Брак с мужней властью уже ко II в. н.э. выходит из употребления, а проживание жены в доме мужа в течение года уже не влечет за собой автоматически возникновения власти мужа.

Становится распространенной новая форма брака без мужней власти (sine manu mariti). Женщина, вступая в такой брак, не порывала со своей прежней семьей, сохраняла определен- ную имущественную самостоятельность, получала некоторые права в отношении детей.

Брак без мужней власти мог быть легко расторгнут по обоюдному согласию супругов, а также по требованию одного из них.

На общем фоне кризиса римского рабовладельческого общества ослабли и семейные связи, разводы стали обычным явлением. Широкое распространение получил так называемый конкубинат – неоформленное постоянное сожительство мужчины и женщины.

Стремясь преодолеть негативные явления в сфере семейных отношений, император Август издал закон, предусматривающий санкции за безбрачие и бездетность. Даже из двух консулов преимущество по службе получал тот, у кого было больше детей.

В связи с участившимися разводами, задевавшими интересы богатых римских семей, были введены новые правила, касающиеся приданого, с тем, чтобы гарантировать положение состоятельных римлянок, часто становившихся жертвами в браках, в которые мужчины вступали исключительно из корысти.

Хотя приданое по-прежнему считалось собственностью мужа, последний должен был использовать его в целях устройства совместной жизни и терял его в случае развода.

Со времени Августа муж не мог отчуждать земельный участок, полученный им в качестве приданого, без согласия жены или ее родственников (когнатов).

Разложение патриархальной семьи нашло свое выражение и в ослаблении отцовской власти. Прекратилась практика продажи детей, а их убийство отцом стало рассматриваться в постклассический период как тяжкое преступление. Усилилась имущественная самостоятельность подвластных членов семьи. Сыновья нередко получали от отца особое имущество (пекулий) для занятия земледелием, ремеслом или торговлей.

Юридически собственником пекулия и всего того, что было приобретено сыном, считался отец. Но фактически пекулий все более обосабливался, особенно когда речь шла о земельном1 участке, выделенном сыну в связи с его поступлением на военную службу.

Практически сын получал такую землю в собственность, мог оставить ее своим наследникам и даже вступать по поводу данного имущества в сделки со своим отцом.

Ряд изменений претерпел и институт опеки. Преторским эдиктом была установлена ответственность Опекуна за ведение дел подопечного. Постепенно исчезает опека над взрослыми женщинами, и в постклассический период их дееспособность фактически была уравнена с дееспособностью мужчин.

Смягчение суровой отцовской власти, скреплявшей ранее патриархальную семью, определило также основные направления развития и наследственного права.

Преторским эдиктом был значительно расширен круг наследников, куда помимо подвластных членов семьи (агнатов) были включены также эмансипированные дети умершего, когнаты вплоть до шестой степени родства, пережившая мужа супруга.

Ослабление былого значения агнатской системы родства и признание в наследственном праве когнатского родства, основанного на кровной связи, было постепенно закреплено в императорском законодательстве.

Преторский эдикт изменял и форму завещания, установление которого уже не требовало использования сложной процедуры (с помощью “меди и весов”). Завещание, как правило, стало составляться не в устном, а в письменном виде, но с соблюдением определенной формы.

Лишь солдатские завещания в период принципата не требовали каких-либо формальностей.

В постклассический период наряду с частными завещаниями, которые составлялись в присутствии семи свидетелей, в практику вошли так называемые публичные завещания, позаимствованные из греческого права, составляемые в присутствии магистратов с внесением в протокол местных властей или с передачей на хранение в императорский архив.

Усиливаются ограничения завещательной свободы. Так, не признается юридическая сила за завещаниями, в которых без достаточных оснований лишались имущества законные наследники. Увеличивается при составлении завещаний размер обязательной доли (до 1/3 имущества) для законных наследников.

В классический период более широкое распространение получило установление в завещаниях легатов (завещательных отказов), согласно которым наследник обязан был выдать определенную часть имущества указанному наследодателем лицу. Для защиты интересов наследника в законодательном порядке в I в. до н.э.

было установлено, что при выдаче имущества в виде легатов он может сохранить за собой по крайней мере одну четверть наследства.

Распоряжения о выдаче части имущества какому-либо лицу давались и без составления завещания (например лицам, которые формально не могли быть наследниками по завещанию – перегринам, женщинам и т.д.).

Такие распоряжения, получившие название фидеикомиссов, не были первоначально обязательны для наследников. Но в период императора Августа им была придана юридическая сила. В постклассический период (особенно в кодификации Юстиниана) большинство фидеикомиссов практически слились с легатами.

Уголовное право XII таблиц

1. Не сложилось четкого понимания преступления или правонарушения, представляющих общественную опасность. Кражи и телесные повреждения считались частными деликтами. В то же время группа публичных деликтов(измена, лжесвидетельство) начинают рассматривать как преступление и преследоваться органами государства.

2. Узаконился самосуд.

3. Установлен принцип ТАЛИОНА.

4. Сравнительно немного говорится о государственных преступлениях

5. Отсутствует систематический перечень преступлений и наказаний.

6. Слабо разработаны основные понятия уголовного права. Покушение не отличалось от законченного преступления. Решающим основанием ответственности являлось само действие, причиняющее ущерб.

Виды преступлений:

1. Против государства(измена, подстрекательство врагов народа к нападению на Рим)

2. Сочинение и распевание песен, содержащих клевету или позорящих кого-либо.

3. Ночные сборища.

4. Преступления против собственности.

5. Членовредительство и другие телесные повреждения.

6. Лжесвидетельства (сбрасывания со скалы)

7. Получение взятки для судьи (смерть)

Существенные изменения в уголовном праве Рима происходят под влиянием политических перемен кризиса республиканских институтов и роста всевластия императоров.

Уголовное право непосредственно отразило обострение политической борьбы и стремление рабовладельческой верхушки во главе с императором любой ценой, в том числе путем усиления уголовной репрессии, спасти пошатнувшиеся социальные и политические порядки.

Римское уголовное право к этому времени было распространено на всю территорию империи и на все категории населения, включая перегринов.

Характерной тенденцией развития уголовного права данного периода является то, что ряд частных деликтов постепенно становятся уголовно наказуемыми, включаются в категорию преступлений (crimen publicum).

Так, кражи по-прежнему считаются частным деликтом, но в ряде случаев (кражи со взломом или с насилием, кражи на больших дорогах и т.п.) к традиционным штрафным мерам добавляются и государственные наказания.

Появляется также большое число новых преступлений, в том числе таких, которые рассматриваются как опасное посягательство на устои государства. Но если в республиканский период “оскорбление величия” охватывало преступления, направленные против республиканских институтов (сопротивление магистратам и т.д.

), то уже с эпохи принципата это понятие сводится к преступлениям против императорской власти. В числе этих преступлений -заговор с целью свержения императора, покушение на его жизнь или жизнь его чиновников, непризнание религиозного культа императора и т.д.

К числу преступлений, непосредственно затрагивавших интересы римского государства, относилось также присвоение казенного имущества и расхищение государственных средств, взяточничество, подлог, фальшивомонетничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов и т.п.

В связи с ростом постоянной армии увеличилось число воинских преступлений, среди которых выделялись измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т.п.

Существовал также целый ряд религиозных преступлений, число которых значительно возросло в постклассический период после официального признания христианства. Среди преступлений против личности кроме различных видов убийств публичными деликтами стали считаться “обиды”, прежде всего телесные повреждения, которые по Законам XII таблиц рассматривались как частный деликт.

В связи с углублением имущественного и сословного неравенства в период империи ответственность за телесные повреждения стала дифференцироваться в зависимости от того, какое место занимал потерпевший в социальной иерархии.

Расширился также (особенно под влиянием христианской религии) круг преступлений, относящихся к сфере семьи и нравственности.

В их число входили кровосмешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, мужеложство и т.д.

В императорском Риме происходит также резкое увеличение видов наказания, усиление их карательной направленности. Если первоначальное наказание строилось еще на принципе возмездия, то в период домината оно все более преследует цели устрашения.

При императорах вновь восстанавливается смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским гражданам, причем появляются новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление.

За Тяжкие преступления назначались также каторжные работы на рудниках (осужденный при этом рассматривался как вечный раб государства), принудительные работы на установленный срок (на строительстве дорог и т.п.), отдача в гладиаторы.

Широко применялись различные виды ссылок: изгнание из Рима с потерей гражданства, ссылка на острова с полной изоляцией, временная ссылка. Осужденный, самовольно покидавший место ссылки, предавался смерти. По некоторым видам преступлений предусматривались телесные наказания, часто практиковалась конфискация имущества осужденных (лишь некоторая часть имущества сохранялась за детьми).

Характернейшей чертой уголовного права императорского периода (особенно при доминате) становится ярко выраженный сословный принцип уголовной ответственности. Особо сурово, как и в предшествующий период, наказывались рабы.

Были предусмотрены и новые репрессивные меры. Сенатус-консультом, принятым в 10 году н.э., предписывалось в случае убийства хозяина предать смерти всех рабов, находящихся в доме, если они не предприняли попытки спасти его жизнь.

Представители высших сословий (сенаторы, всадники, декурионы и др.) освобождались от таких наказаний, как каторга и принудительные работы, порки и т.п., которые заменялись ссылкой.

В ранней империи привилегированные лица могли наказываться смертной казнью только в случае убийства родственников, а в период домината в 4 случаях: убийство, поджог, магия и оскорбление величества.

В то же самое время лица низшего сословного положения наказывались смертной казнью за 31 вид преступлений. Некоторые привилегии в области наказаний имели солдаты: они не приговаривались к повешению, к ссылкам на рудники, хотя по ряду преступлений их ответственность была более строгой.

В большей степени выбор наказания и его тяжесть зависели от судей, которые в императорский период в связи с перестройкой всей системы уголовного суда и процесса получили широкую свободу усмотрения.



Источник: https://infopedia.su/1x7f9e.html

Семейное и наследственное право

Брачно семейное и наследственное право

Брак и семья – важнейшие институты гражданского права – в Афинах регулировались в основном обычаями. Так же как и на Древнем Востоке женщина в Афинах находилась в приниженном, подчиненном положении. Ойкурема – “вещь для работы по хозяйству” – такое обычно определение давали афиняне своим женам.

Затрудненность развода по инициативе жены, отсутствие прав на собственных детей, ограничения в имущественной сфере – все это может быть объяснено тем, что труд женщины имел для экономики Афин очень небольшое значение (трудились и производили материальные блага в основном рабы).

Отсюда и подобные ограничения, странные на первый взгляд для такого цивилизованного, культурного народа, каким были афиняне.

Брак считался разновидностью договора купли-продажи, заключаемый между женихом и главой семьи невесты, причем невеста рассматривалась как объект сделки.

Существовало 2 формы брака:

обычная, т.е. указанный договор,

«перед судом» (если у невесты не было родственников, за ее брак по закону отвечало государство и его судебные органы).

Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным.

Разрешался брак между дядей и племянницей, братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины.

Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу. Однако застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его.

Получая жену, муж получал также в приданое определенное имущество, тратить которое он не имел права.

После отца господином женщины был муж. Женщина не могла от собственного имени заключать сделки.

Власть домовладыки была весьма значительной. Отец, при малейшей непочтительности к себе со стороны детей, мог лишить их наследства.

РАЗВОД для мужа был свободным, а для женщин, занимающих подчиненное положение в семье – сложен. Женщина должна была написать архонту письмо, где излагала причины развода. Если причины были вескими и достоверными, архонт разрешал развод. При этом, муж возвращал жене приданое.

Дети в семье подчинялись отцу, но родительская власть, первоначально очень широкая, со временем ослабляется.

НАСЛЕДОВАНИЕ

В период развития афинского права было 2 типа наследования:

– по закону

– по завещанию.

По закону, наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей у умершего отца. Внебрачные дети наследниками отца не являлись.

Наследование по завещанию начинается лишь с реформ Солона.

Наследование по завещанию (не очень распространенное) возникало в тех случаях, когда законных наследников – детей не было.

ЗАВЕЩАНИЕ считалось ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ, если завещатель при его составлении:

– находился в здравом уме

– не подвергался физическому или психическому насилию.

Завещать имел право лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать:

– несовершеннолетние,

– женщины,

– приемный сын,

однако их имущество переходило к их наследникам по закону.

Несомненно, позитивной чертой афинского наследственного права было уравнение в правах законных наследников – сыновей и дочерей, хотя последние получали не наследство, а приданое (наследство, обусловленное вступлением в брак).

Афиняне стремились к тому, чтобы наследственная масса не уходила за пределы семьи и рода, посему у них были весьма нередки браки между достаточно близкими родственниками – теткой и племянником, двоюродными братом и сестрой.

Такие инцестуальные (кровосмесительные) браки опять же объясняются не какой-то особой извращенностью афинян, а весьма ограниченным кругом полноправных граждан и желанием сохранить нажитое имущество в рамках одной семьи или рода.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО.

В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть (???). Дела об убийстве, как правило, возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были известны следующие виды преступлений:

· Государственные преступления

– государственная измена,

– оскорбление богов,

– обман народа (за это на преступника возлагалась АТИМИЯ),

– внесение в народное собрание противозаконных предложений,

– ложный донос по делам о политических преступлениях.

В Афинах практиковалось осуждение за измену и обман народа с характеристикой «враг Афин». Такого человека любой мог при встрече убить, имущество его конфисковывалось, а десятая часть посвящалась богам. Трупы изменников вывозили за пределы полиса и выбрасывали без захоронения.

Убийство посла являлось также и религиозным преступлением (т.к. боги покровительствовали посланникам). Виновные карались смертью или изгнанием.

· Преступления против личности.

1) убийство.

Различались убийства:

– умышленные,

– по неосторожности

Афинскому праву было известно понятие САМООБОРОНЫ.

Помимо убийств, сюда следует отнести:

2) причинение увечья,

3) нанесение побоев,

4) клевету,

5) оскорбление.

При рассмотрении уголовных дел проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

· Преступления против семьи

– дурное обращение детей с престарелыми родителями,

– дурное обращение опекуна с сиротами,

– дурное обращение родственников с дочерьми-наследницами,

– супружеская измена (муж имел право убить любовника жены на месте),

– похищение девушки.

· Имущественные преступления.

Основным видом ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ являлась КРАЖА, наказание за которую зависело от обстоятельств и стоимости украденного. Например, при краже совершенной ночью, преступника дозволялось убить на месте преступления.

НАКАЗАНИЯ

Афинскому уголовному праву известны следующие виды наказаний:

смертная казнь (иногда заменялась возможностью самому выпить яд или предоставит право выбора вида казни);

продажа в рабство (для метеков),

штраф,

конфискация,

заключение в тюрьму,

атимия (бесчестье) – лишение политических прав, сопровождавшееся, как правило, конфискацией имущества,

телесные наказания (для рабов и метеков)

На ранних этапах афинской истории уголовное право было суровым, достаточно вспомнить печально знаменитые законы Драконта 621 г. до н.э.

(“драконовские меры”), карающие смертью кражу овощей на рынке, праздность, допускающие возможность наказания не только людей, но и животных, а также предметов вовсе неодушевленных (например, упавшую статую, задавившую гражданина, афиняне приговорили к смерти и утопили). Однако в период расцвета афинской демократии и права, суровость сохранилась лишь по отношению к рабам и иностранцам.

В уголовно-правовой сфере Афин мы можем наблюдать определенный гуманизм, который проявляется в следующем:

а) основными наказаниями для граждан были штрафы или конфискация имущества (в отличие от Древнего Востока, где такими основными наказаниями были смертная казнь, телесные и членовредительские наказания);

б) смертная казнь для граждан могла быть назначена за незначительное число деяний (измена, безбожие, обман народа);

в) приговоренный к смертной казни не только мог сам избрать способ ухода из жизни (меч, яд-цикуты, веревка), но и самостоятельно привести приговор в исполнение;

г) телесные и членовредительские наказания, публичные казни граждан вообще не практиковались;

д) широко применялась атимия (бесчестье) – лишение политических прав (наказание, вообще, древневосточному праву неизвестное).

Подобный гуманизм, весьма необычный для тех суровых времен, видимо, был обусловлен следующими причинами:

а) сравнительно невысокий уровень уголовной преступности среди граждан (большинство афинян относились к среднему классу общества – не богатые, но и не бедные);

б) высокий уровень благосостояния граждан позволил заменить телесные и членовредительские наказания штрафами;

в) граждан было немного, каждый был на счету как воин, налогоплательщик и собственник;

г) граждане сами устанавливали для себя законы (в том числе и уголовные).

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

Законы поощряли самостоятельное ведение дел в суде, поэтому официальных защитников-помощников не существовало. Если го­сударственный процесс истец проигрывал трижды, то он считал­ся СУТЯГОЙ, лишенным общественного доверия уже на все после­дующие времена.

Форма разбирательства была обвинительная, поэтому обязан­ность доказывания лежала на участниках.

Доказательства:

1) клятва,

2) пока­зания под пыткой,

3) свидетельские показания.

Самым важным свидетель­ством считалось письменное, потому что его трудно подвергнуть изменению.

Свидетели присягали у жертвенника и давали свои показания устно. Свидетелей-рабов могли допрашивать с применением пыток:

-подвешивание,

– вливание в ноздри уксуса,

прижигание тела рас­каленным предметом и др.

Все заботы по ведению процесса ложились на самого граж­данина.

Адвокатов не было, но были помощники в написании ре­чей (логографы) и так называемые помогающие ораторы: обвини­тель и обвиняемый произносили несколько вступительных фраз, авсе остальное с дозволения судей произносил оратор.

Время на выступление таким ораторам определялось по водяным часамклепсидре. Но по особо важным делам судебное слушание прово­дилось без ограничения времени — «без воды».

Судьи али по внутреннему убеждению.

В тексте при­сяги гелиастов были такие обещания: «судить по законам и поста­новлениям народа и его выборных органов, а в случаях, не пре­дусмотренных законом, но нелицеприятному убеждению решать обо всем, что содержится в жалобе, и выслушивать с одинаковым вниманием речи обвинителя и обвиняемого». Кроме того, судьи обещали не принимать даров лично или через посредство кого бы то ни было.

Голосование было тайным, с помощью белых (цельных) и черных (просверленных) камешков. Состав судов был обычно нечет­ным, но если случалось, что за и против обвинения али поровну (при одном судье, уклонившемся от ания), то об­виняемогоне судили, а отпускали (!!!!!!).

Недостатком обвинительного процесса (вместо более уравно­вешенного состязательного) было поощрение кляузников. Для раз­ных кляузников и доносчиков (СИКОФАНТОВ), которые в случае победы получа­ли часть имущества осужденного, существовало сильное иску­шение начинать такие процессы.

Начинать судебные дела могли лишь полноправные граждане Афин:

– за женщин и несовершеннолетних действовал глава семьи,

– за метека – простат,

– за раба – его господин.

Существовало 2 вида судебного процесса:

1. «ДИКЕ» как вид частного процесса, начинался по заявления потерпевшего, его родственника или представителя. «Дике» предполагал своей целью лишь возмещение ущерба, и начавший процесс гражданин мог прекратить его в любое время.

2. «ГРАФЕ» как вид процесса публичного. Он начинался по заявлению любого гражданина Афин, и не мог прекратиться по его желанию, приобретая общественно значимый, политический характер.

«Графе» требовал не возмещения ущерба, а, прежде всего, применения наказания к виновному.

Как правило, этот вид процесса реализовывался в делах о государственных, политических преступлениях и преступлениях против семьи, которые приравнивались к политическим.

Начавший процесс обязан был довести его до конца под угрозой штрафа в 1000 драхм. В некоторых случаях жалобщик при выигрыше получал часть стоимости конфискованного имущества виновного. Выгода такого рода толкала некоторых афинских граждан на написание доносов. Со временем образовался целый разряд профессиональных доносчиков – СИКОФАНТОВ.

Должностное лицо, получившее жалобу, проводило предварительное расследование, устанавливало обстоятельства дела (АНАКРИЗИС).

Если дело было сложным, могло быть проведено и основное расследование. До слушания дела и во время слушания обвиняемый и ответчик имели право (как и заявитель) представить свои показания или возражения против рассмотрения дела по существу.

Показания до суда запечатывались в специальные сосуды (обеспечивались).

При рассмотрении дела по существу стороны представляли все необходимые доказательства по делу. Судьи выслушивали стороны сторон и свидетелей. Председательствующий делал заключение и напутствовал судей. Исход дела решался тайным анием при помощи камней и сосудов. Предлагать наказания разрешалось и обвинителю и обвиняемому.

На судебные решения и приговоры допускались апелляции к Гелиэе, решения которой были окончательными и не подлежали обжалованию.
[1] Необходимым условием существования спартиата были общественные трапезы. Все обязаны были постоянно находиться на виду, включая время приема пищи.

Для организации таких обязательных совместных трапез, спартиаты были обязаны перечислять небольшой налог.

Те, кто переставал выплачивать такой налог в силу тех или иных обстоятельств, выпадал из общественной жизни и подвергался осуждению, переходя в разряд ГИПОМЕЙОНОВ (т.е. опустившихся).

[2] Периэки заключали договоры купли-продажи, мены. Для регулирования имущественных отношений периэки пользовались своими обычаями.

Источник: https://poisk-ru.ru/s8715t4.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.